«Мы и природа»

Программа «Мы и природа»

воспитателя реабилитационной группы Хандаковой М.Н.

     Большое значение для формирования экологической культуры детей имеет изучение окружающей среды. В процессе занятий расширяются экологические знания и дети овладевают  экологически-туристическими навыками и умениями.

                Экологию па праву считают научной основой охраны и рационального использования природы. Восстановить гармонию человека и природы, способны только мы. Экологическое воспитание невозможно без определенной суммы знаний о природе.

                 Именно поэтому программа «Мы и природа» предусматривает усиление экологического подхода в изучении растительного и животного мира родного края, а также изучение природных комплексов.

                В процессе работы воспитанники овладевают навыками исследовательской деятельности, знакомятся с реальными живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе в разные сезоны года,  учатся необходимым знаниям о природе, о  поведении в природе, изучают влияние человеческой деятельности на экологию.

                Программа «Мы и природа» включает теоретическую и практическую части. Теоретические занятия проводятся в форме беседы, викторин, устного журнала и т.д.

                Практическая часть программы предусматривает выполнение практических работ на местности, проведение экскурсий, сбор гербарий, выращивание разных овощных культур, уход за комнатными растениями. Результаты, полученные, в ходе экскурсий и практических работ используются для написания дневников наблюдений и исследовательских работ.

     Цель: формирование у детей осознанно-правильного отношения к тем объектам природы, которые рядом с нами.

Задачи:

•              Формирование чувства  любви к природе;

•              Поднятие  уровня ответственности за окружающую среду;

•              Развитие у детей экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;

•              Формирование ЗУН экологического поведения;

•              Гармоничного взаимоотношения с природой.

Ожидаемые результаты:

•              Формирование системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

•              Развитие познавательного интереса к миру природы;

•              Гармоничного и безопасного отношения к  природе и  самому  себе.

                Для реализации цели программы использовались такие формы работы с детьми как:  экологические игры «Кругосветка», конкурсы ко Дню Земли «Сохраним планету чистой», беседы «Земля – наш общий дом»,  «Радуга», продуктивные виды деятельности – игра – путешествие «Источник жизни». Проводимые мероприятия строили с учетом возрастных особенностей воспитанников. Способствовали развитию у детей умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, самостоятельно устанавливать взаимосвязи в окружающем мире, эмоционально сопереживать.

                 При изучении программы «Мы и природа» знакомила детей с разнообразием компонентов окружающего мира. Вместе с детьми изучили отличие объектов, сделанных руками человека, отличие живой и неживой природы. Для более легкого усвоения детьми понятий «живое» и «неживое» в природе использовала методы наблюдения, игровые упражнения. Называли объекты живой природы: если был назван объект живой природы, дети двигались (например, растение - «росло»-поднимали руки вверх; животные прыгали),если был назван объект неживой природы, дети замирали на месте. Уделяли внимание этой теме больше, потому что дети относили к живой природе только животных, а все, что не движется, в том числе растения – к неживой.

                Малые опыты побуждали детей сравнивать, сопоставлять, поэтому способствовали развитию наблюдательности и сосредоточенности внимания.

                Кроме опыта в работе с детьми использовали такую исследовательскую деятельность  как рост  и развитие различных видов растений. Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, поэтому в программе «Мы и природа» большое внимание уделяется наблюдениям.

                Наблюдение - целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. При наблюдении развивались  такие познавательные процессы как восприятие, память, мышление, речь, внимание. В процессе нашей работы дети получили элементарные знания об экологии растения, у них закладывалось понимание связи роста и развития (семени) с условиями окружающей среды.

                Рассмотрели некоторые проблемы взаимоотношений людей с природой и возможные пути их решения. Закрепили навык экологически-правильного поведения в природе.

                Данная программа способствует формированию умений и навыков в проведении исследовательской работы.

                Так как исследовательская деятельность является особым звеном при ознакомлении с окружающим миром, провели работу по программе «Школа исследователя».

                Подпрограмма  «Школа исследователя» по общей программе «Табан хурган» предназначена для организации воспитательной деятельности по научно- познавательному направлению, направлена на формирование готовности воспитанников к саморазвитию, мотивации к познанию. Данная программа обусловлена тем, что она предполагает формирование у воспитанников основ умения трудиться и способности к организации своей деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

     Актуальность подпрограммы обусловлена тем, что в новых социально-экономических  условиях  особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребенка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для развития их интереса к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

                Цель подпрограммы: приобретение воспитанниками опыта социального действия при включении его в самостоятельную исследовательскую деятельность.

Задачи подпрограммы:

•              Развитие познавательных потребностей и способностей детей;

•              Формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска;

•              Развитие восприятия, наблюдательности, внимательности;

•              Приобретение опыта создания продуктов, значимых для других.

Содержание подпрограммы:

•              «Наблюдения и опыты»

•              «Самостоятельная исследовательская практика»

•              «Исследовательские умения»

    Ожидаемые результаты:

•              Приобретение воспитанником социальных знаний;

•              Развитие ценностных отношений к природе, к познанию;

•              Стремление к коллективной творческой деятельности;

•              Приобретение воспитанником опыта самостоятельного социального действия. (Опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе).

                На базе этой подпрограммы по исследовательской деятельности разработали исследовательский проект под названием «Веселые грядки»

        Многие наши воспитанники, не имеющие своих огородов, даже не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, что он получает уход или нет. Только с помощью взрослых воспитанники могут понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научаться отличать здоровое и сильное растение, от слабого. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать.

                Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского развития воспитанника. Особенно, наши дети младшего школьного возраста любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия сочетают с наблюдениями за  результатами и в этом им помогают ребята старшего возраста. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.

                Мы предполагаем, что воспитанник, прошедший «школу» ухода за огородными культурами, будет участвовать в посильном труде по выращиванию овощей на грядке вместе с родителями.


 
               Цель: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом.

Задачи:

•              Формировать у детей знания о росте и потребности растений;

•              Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;

•              Учить детей оформлять результаты наблюдений;

•              Развивать интерес к исследовательской деятельности.

                С целью реализации проекта запланированы мероприятия (сбор, рассматривание и проращивание семян, подготовка почвы, создание необходимых условий для роста растений).

                Для организации наблюдений изготовили с детьми рисунки того или иного овоща. Также изготовили календарь наблюдения за ростом растений. При наблюдении за ростом растений помогли детям понять, что из одной семечки может появиться только одно растение.

                А при соблюдении необходимых условий растение растет быстрее. Привили навыки заботливого отношения к растениям, желание о них заботиться.

                Зафиксировали изменения в календаре,   научились передавать эти изменения. Зарисовки в календаре: «Я расту ».

                Провели опыт «Нужна ли вода растениям». Чтобы подвести  сравнительный анализ, взяли два саженца огурца. Одно растение поливали, а второе просто оставили без нужного ухода. На основе сравнительного анализа сделали вывод,что без воды растение погибнет.

                Закрепили алгоритм последовательности трудовых навыков.        Некоторые дети, попавшие в наш Центр, не знали, как выглядят овощи, фрукты, какой они формы, размера и цвета, вкуса.

                Именно поэтому мы решили создать огород. Создав огород,  вырастили  пряный укроп,  сладкую морковь, редис, свеклу, подсолнухи, разнообразные цветы. К  сожалению,             саженцы капусты не прижились, всему виной резкий климат и ранние заморозки  на территории  Окинского района.      К первому сентябрю был у нас красивый букет ц ветов для наших первоклассников.  


                 Тем самым у детей вырос интерес к познавательно – исследовательской деятельности.

                 Исследуя опытным путем, выяснили наилучшие, благоприятные условия для роста растений. Научились вести наблюдения, фиксировать данные и делать первые выводы.

                 Итогом проведения проекта «Веселые грядки » стала выставка урожая, который вырастили сами наши воспитанники.

            Исходя из всего выше сказанного, хотелось бы добавить, что исследовательская работа  является основой программы «Мы и природа». Вся наша проделанная работа проходит через исследовательскую деятельность.

                На будущий год я  планирую:

                В процессе проведения исследований теснее связывать обучение сельскохозяйственному труду;

                Дать воспитанникам представление об основных отраслях: овощеводстве, садоводстве;

                Заготовить гербарий по морфологии растений  (виды корневых систем, стеблей, соцветий, листьев).

                Прививать эстетические навыки по оформлению цветников по благоустройству на территории центра.

                Через беседы и практические  занятия  прививать любовь к природе.