«Тропинка к своему Я»

Отчет педагога-психолога Бамбагаевой Э.-С.С.

По программе «Тропинка к своему Я»

                За анализируемый период была проведена психологическая диагностика 

с воспитанниками центра с целью изучения их личностных особенностей, познавательных процессов, психологических проблем и особенностей взаимоотношения.

                По результатам диагностики дети, имеющие психологические проблемы, были включены в коррекционные группы.

                Для проведения работы с детьми разработана и реализуется программа  «Тропинка к своему Я». Основной целью программы является содействие психическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности личности, коррекции затруднений в ее развитии.

                Достижение цели программы осуществлялось через реализацию ранее обозначенных задач:

     -психологическое обследование детей;

     -коррекция объективных страхов, тревожности, агрессивности;

     -создание благоприятных условий для развития личности.

                В течение отчетного периода вся работа велась в соответствии с планированием по следующим направлениям:

     диагностическое;

     коррекционно-развивающее;

     консультативное;

     просветительское;

     организационно-методическое.

Диагностическая деятельность

                Для проведения диагностических обследований детей использовались методики, удобные для быстрого изучения той или иной сферы личности ребенка.

                По результатам исследования по методике «Определение доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно - потребностной сфере» можно сделать вывод, что у Байминова Ромы и Бобкова Дениса – выраженный познавательный интерес, а у Амосовой Ксении и Ардуева Олега – слабая познавательная потребность.

                Исследования, проведенные по методике «Узнай фигуры», показали,  что у Ардуева Олега и Байминова Ромы уровень узнавания средний, у Бобкова Дениса – низкий, у Амосовой Ксении – очень низкий.

                 По результатам исследования, проведенного по методике «Рисунок семьи», можно сделать вывод, что у испытуемых наблюдаются нарушения в сфере общения. Некоторые чувствуют себя отверженными, находятся в плохих эмоциональных отношениях с членами семьи, чувствуют, что разрушается целостность семьи.

                Применение методики «Отношение ребенка к взрослым и сверстникам» дает возможность сделать следующие выводы:  

     в присутствии воспитателей дошкольники чувствуют себя увереннее;

     испытуемые (дети дошкольного возраста) проявляют положительные эмоции к детскому обществу.

                Для  выявления предпосылок учебной деятельности использован комплекс методик, подразумевающий диагностику: умения ориентироваться на систему требований – методики «Бусы», «Рисование по точкам»; умения ориентироваться на образец – методика «Домик»; умения действовать по правилу – методика «Узор»; уровня развития произвольности - методика «Графический диктант». По результатам диагностики сделаны соответствующие выводы.

                Уровень выполнения заданий по данным методикам высокий у следующих воспитанников: Ардуева Олега, Байминова Ромы, Бобкова Дениса. Низкий уровень выполнения заданий у Амосовой Ксении. 

                Для исследования коммуникативных особенностей учащихся 2-5 классов применена методика «Общая ориентация детей  в окружающем мире и запас бытовых знаний». Полностью готовым к обучению в школе (по данной методике) считается тот ребенок, который правильно ответил на все вопросы, т.е. получил 10 баллов. Обследовано шесть человек. Баллы колеблются в пределах от трех до восьми, например, Ябжанов Даниил -5 баллов, Ардуев Нима – 6 баллов, Ардуева Ольга – 5 баллов, Домышев Сергей – 8 баллов, Подлосинская Настя – 3 балла, Свинцов Алексей – 6 баллов.

                Для исследования познавательной сферы детей подросткового и юношеского возраста проведена диагностика уровня интеллекта. Использован школьный тест умственного развития (ШТУР). Исследование проведено с целью выявления умений рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное. По данной методике определен уровень интеллекта 11 детей, который колеблется  в пределах от 24% до 37,7% (% от социально-психологического норматива).

 

Ф.И.О.

% от социально-психологического норматива

1

Большакова Настя

28,3

2

Долгобородов Сергей

24

3

Исхаков Тимур

29

4

Зотова Снежана

34,7

5

Подлосинская Настя

26

6

Попова Маргарита

37,7

7

Свинцов Алексей

35,5

8

Семенчук Валерий

29

9

Убугунов Андрей

30,4

10

Хусаев Арсалан

24,6

11

Хусаев Шагдыр

34

                 Проведена коррекционная работа с детьми, не показавшими достаточных результатов.

                С помощью методики «Определение темперамента ребенка» и опросника  Айзенка выявлены типы темперамента. Четверо детей обладают холерическим типом темперамента, пятеро детей - сангвиническим типом темперамента, восемь детей - флегматическим типом темперамента, трое детей - меланхолическим типом темперамента.

                Метод «Изучение профессиональных намерений старшеклассников» позволяет определить готовность к выбору профессии.

                 При выборе будущей профессии старшеклассники в основном ориентировались на то, чтобы работа была содержательной и интересной.

                Развитие каждого ребёнка очень индивидуально, но неоспоримым  является тот факт, что ребёнок может рисовать, ещё не научившись писать.

                В психотерапии существует целый ряд методов и рисуночных тестов, используя которые психолог может многое узнать о мире ребёнка, о его душевных переживаниях, о его характере, предпочтениях и отношении к жизни.

                Процесс рисования имеет большое психотерапевтическое значение, человек становится гармоничной личностью.

                Поэтому  в диагностической работе  применяются рисуночные тесты («Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи», «Моя семья»).

Диагностика адаптации первоклассников к школе (Т.А Луговых)

                 Процесс адаптации у первоклассников характеризуется следующими основными изменениями:

     -происходит  физиологическая подстройка деятельности функциональных систем организма первоклассника в соответствии с изменившимся режимом и нагрузкой;

     -формируются и осваиваются способы и приемы новой деятельности-процесса учения;

     -эмоциональная сфера первоклассника оценивает изменения в окружающей реальности как субъективно комфортные (дискомфортные) и таким образом осуществляет регуляцию его поведения и деятельности.

                В результате работы по программе изучения уровня адаптации первоклассников к школе получены качественные показатели этих изменений.

                Из опроса воспитателей выявлено, что за период адаптации у первоклассников не наблюдались симптомы психосоматических явлений. Нарушения сна наблюдались у Бобкова Дениса. Нарушения аппетита наблюдались у Бобкова Дениса, Байминова Ромы. Заболевания (ОРВИ) и обращения за медицинской помощью были у Байминова Ромы и Ардуева Олега (по данным о заболеваемости).

                Учитель первого класса оценил деятельность учащихся следующим образом: «Первоклассник Ардуев Олег усваивает школьную программу полностью. Олег принимает живое активное участие в учебном процессе. Иногда ему трудно договариваться, учитывать интересы одноклассников, сдерживать свои эмоции

                Денис Бобков умеет работать по образцу, слушать учителя и выполнять его инструкции. В ходе совместной деятельности способен обсуждать возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересную для него тему. Денис затрудняется по бурятскому языку, т.к. языка не знает; по математике – в сложении и вычитании чисел.

                Байминов Роман эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. У него затруднения по математике – в сложении и вычитании чисел.

                Амосова Ксения не усваивает школьную программу. Девочка не умеет группировать предметы на основе их общих признаков, не умеет считать, не запоминает буквы, не различает цвета. Я считаю, что у нее недостаточный уровень развития». 15 декабря 2013 года Амосова Ксения выбыла в детский дом «Малышок».

                Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики».

                Тест разработан О.А.Ореховой и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе. Данный тест проведен с учащимися первого класса. Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы:

                Ардуев Олег отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию. Эмоциональное состояние в норме, отношение к учебе положительное.

                Байминов Роман иногда работает на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, а иногда и снижение нагрузки. Имеются проблемы, которые ребенок может решить самостоятельно. У Ромы положительное отношение к школе.

                Бобков Денис. Компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха. Эмоциональное состояние в норме.

                В целом, у Дениса отношение к школе положительное, если не придавать особого значения тому, что он иногда испытывает затруднения при общении с одноклассниками.

                Амосова Ксения. Наблюдается оптимальная работоспособность. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию. Эмоциональное состояние в норме. Отношение ребенка к школьной деятельности положительное. Из-за трудностей учебной деятельности у ребенка бывают плохое настроение и неприятные переживания.

                В течение адаптационного периода психолог оставил класс «наедине с учителем» и вмешивался лишь по специальной просьбе учителя. Процесс адаптации первоклассников к школе протекал нормально. Незначительные функциональные отклонения прошли как бы сами собой. Поэтому никакой специальной работы здесь не потребовалось.

                По методике «Оперативная память» изучен уровень развития кратковременной памяти воспитанников.

                 Данные исследования представлены в следующей таблице.

Фамилия, имя

Возраст

Набрано сумм

Уровень развития оперативной памяти

Ардуев Нима

Ардуева Ольга

Дугаров Золто

Амосов Алексей

Майоров Юрий

Хусаев Арсалан

Подлосинская Настя

Свинцов Алексей

Исхаков Тимур

Хусаев Шагдыр

Зотова Снежана

Убугунов Андрей

Кутякова Вика

Модоков Жигмит

Большакова Настя

9

11

11

12

12

12

13

13

13

14

15

15

15

15

16

28

23

9

36

12

23

39

18

36

19

31

33

40

21

39

Высокий

Высокий

Ниже среднего

Высокий

Низкий

Высокий

Высокий

Средний

Высокий

Средний

Высокий

Высокий

Высокий

Средний

Высокий

               

                Активность мышления является такой характеристикой, которая показывает способность индивида использовать свой интеллектуальный потенциал, свои мыслительные способности для достижения конкретных целей, задач. Таким образом. Уровень развития активности мышления отражает способность решать интеллектуальные задачи, при этом во внимание берутся не интеллектуальные способности, а скорее динамические характеристики особенностей протекания мыслительных процессов: беглость и гибкость.

                Активность мышления детей старшего школьного возраста определена по методике « Исследование активности мышления» (автор разработки Лущихина И.М.). По результатам исследования можно сделать следующий вывод: испытуемые Зотова Снежана и Убугунов Андрей способны решать интеллектуальные задачи, используя метод перебора: то есть нахождения правильного ответа, варианта решения путем отсеивания неправильных ответов, неподходящих вариантов решений (особенность протекания мыслительных процессов – беглость).

                Кутякова Виктория способна решать интеллектуальные задачи, используя трансформацию абстрактных объектов в операбельный вид, нахождение новых ассоциативных связей, абстрактных объектов между собой (особенность протекания мыслительных процессов – гибкость).

                Большакова Анастасия и  Хусаев Шагдыр испытывают затруднения при решении интеллектуальных задач.

                В ходе диагностической работы выявлено, что воспитанники центра страдают недостатками поведения (например, дети со слабыми коммуникативными качествами; дети с недостаточно сформированными умениями самоконтроля и самоуправления; дети с различными видами страха и тревожности,  дети с невысоким уровнем развития произвольного внимания и т.д.)

                Анализ возрастных особенностей, а также типичных трудностей развития детей в каждом возрастном периоде позволил выделить основные типы проблем и, соответственно, направления коррекционно – развивающей работы психолога с детьми разных возрастов.

                Основная цель коррекционно – развивающей работы – способствовать полноценному психологическому и личностному развитию ребенка.

Методы коррекционной работы с детьми

                В групповой работе с детьми использованы различные психокоррекционные упражнения, являющиеся конкретным воплощением какого – либо метода из следующих направлений: игротерапии, сказкотерапии, поведенческой терапии (тренинги, психогимнастика), релаксации.

                Направлениями коррекционно – развивающей работы с дошкольниками и младшими школьниками являются:

-развитие познавательной сферы (мышления, речи, воображения, памяти, внимания);

-коррекция трудностей учебной деятельности у младших школьников;

-развитие навыков общения;

-коррекция и развитие эмоциональной сферы;

-коррекция трудностей поведения;

-упражнения для работы с тревожными детьми;

-развитие моторики.

                Восприятие, внимание, память в дошкольном детстве характеризуется нарастанием элементов произвольности, мышление приобретает форму наглядно – образного, речь начинает выполнять функции планирования и регуляции деятельности, активно развивается воображение.

                 Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер еще большей произвольности в младшем школьном возрасте. В умственном плане осваиваются сравнения, классификации, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками будущего формирования формально – логического мышления.

                С детьми дошкольного возраста проведены игры на развитие мышления и речи: «Помоги художнику», «Противоположности», «Исключение лишнего», «Способы применения предмета», «Путаница». С детьми младшего школьного возраста проведены игры на развитие мышления и речи: «Собери цветок», «Поиск аналогов», «Поиск общего» и другие.

                Для развития познавательной сферы с детьми младшего школьного возраста проведены игры: «Поиск соединительных звеньев», «Найди слова», «Каждой руке  - свое дело», «Счет с помехой», «Заметь все», «Запрещенная буква», «Скрытая подсказка», «Пишущая машинка», «Чтение с помехой», «Слушай хлопок», «Канон», «Найди слова». Для развития воображения проведены различные игры. Форма проведения игр носила индивидуальный и групповой характер («Буквы», «Как люди», и другие).

Развитие навыков общения

                К шести годам у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему. Зависть, злорадство, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Многие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника. Это дает основание говорить о том, что к концу дошкольного возраста возникает личностное начало в отношении детей к себе и другому.

                У большинства детей младшего школьного возраста обнаруживаются тенденции к эгоцентрическому типу межличностных отношений, Это значит, что, несмотря, на то, что ребенок выполняет определенные действия для другого человека, такая помощь не обусловлена сочувствием к другому. Скорее, ребенок выполняет действия, значимые и привлекательные для себя самого.

                 Наиболее адекватной формой коррекционной работы, направленной на развитие навыков общения, является групповая игра.

                 Для коррекции сферы межличностных отношений с детьми проведены следующие игры: «Путаница», «Послушный мячик», «Узнай, кто это?», «Подари движение», «Заколдованный ребенок», «Собака принюхивается», «Шалтай-болтай».

                 Игры на развитие моторики проводятся для тренировки вестибулярного аппарата, укрепления костно-мышечной системы конечностей, развития  моторной  ловкости. С этой целью с детьми дошкольного и младшего школьного возрастов проведены такие игры как «Цапля», «Уши», «Великаны», «Горячий мяч».

                 Особенности развития в подростковом возрасте и ранней юности  позволяют выделить направления коррекционной работы с данной возрастной категорией:

     -развитие познавательных процессов;

     -развитие и коррекция эмоциональной сферы;

      -развитие навыков общения и коммуникативной компетентности;

     -развитие личности;

     -работа по профориентации;

     -упражнения на релаксацию.

                 В связи с особой значимостью сверстников в этом возрасте наиболее продуктивной формой коррекционно-развивающей работы с подростками является групповая работа.

                Развитие теоретического мышления, тяга к абстрагированию, широким обобщениям, поиску общих закономерностей принципов, стоящих  за частными фактами – таковы особенности познавательной сферы подростков и старшеклассников. Если у подростка нет желания и умения организовывать своей умственной деятельности, он обычно не достигает высокого уровня развития мышления даже при самых благоприятных задатках и хороших условиях.

                Для развития мышления подростков и старшеклассников психолог использует возможность – учить  подростков давать правильные определения, анализировать, сравнивать и различать предметы и явления, воспитывает умение рассуждать, делать выводы и обобщения.

                От простого сравнения переходим к его более сложным формам с выделением существенных и несущественных признаков. Например, вопросы могут быть следующего характера: «Чем остров отличается от полуострова?», «Сравни ромб и квадрат», «Чем одночлен отличается от многочлена?» и другие.

                Основными задачами коррекции эмоциональной сферы подростков является:

     -пополнение арсенала лексических единиц, связанных со сферой чувств подростков;

     -снижение эмоциональной нестабильности;

     -развитие навыков отражения и узнавания внешних эмоциональных проявлений.

                Для решения этих задач с подростками проводятся большие игры: «Эмоциональные загадки», «Муха», «Лимон», «Воздушный шар», Сосулька», «Изобрази животное», «Угадай эмоцию», «Что с тобой».

                Важнейшая задача ранней юности – выбор профессии. Это период реалистической оптации. Для старших подростков, для девушек и юношей актуальным является учебно-профессиональное самоопределение – осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

                Основным критерием эффективности работы по профориентации в школьный период является сформированность профессионального плана оптанта.

                Юношам и девушкам необходимо помочь ответить на три главных вопроса: что он хочет, выбирая профессию, что он может и что пользуется спросом на рынке труда. Для повышения у детей знаний о мире профессионального труда проведены игры: «Три судьбы», «Профессия на букву», «Цепочка профессий», «День из жизни».

     

                 Повышенная агрессивность, плаксивость, плохая успеваемость, страхи – все это лишь симптомы и сигналы, говорящие о том, что с душой ребенка не все в порядке.

                 Глобальная причина проявления всех симптомов – это внутренняя дисгармония. В связи с этим в работе психолога имеет место сказкотерапия – психологические часы. Эта форма работы способствует сплочению коллектива, закладывает нравственные ориентиры, позволяет работать на ценностном уровне, стимулирует способность к размышлению, развивает ребенка относительно самого себя, помогает снять остроту проблемы.

                 Сказка «Как лошадка Лу стала храброй» (для детей с проявлениями тревожности). Целью проведения данного психологического часа является профилактика немотивированных страхов, расширение эмоционального опыта. В ходе этого мероприятия дети хорошо ответили на вопросы для обсуждения. Из черной бумаги каждый вырезал тех, кто раньше вызывал страх. Тем самым дети вынесли свой страх вовне. Это значит, что они его почти преодолели.

                Психологический час по вопросам взаимоотношений мальчиков и девочек (сказка «Серебрины и Серебрята») проведен для того, чтобы способствовать развитию коммуникативных навыков детей в построении конструктивных взаимоотношений между мальчиками и девочками при понимании психосоциальных различий между полами. В ходе этого часа дети ответили на вопросы для обсуждения. Пришли к выводу, что девочки должны быть добрыми,  аккуратными, нежными, ласковыми и приветливыми. А мальчики смелыми, мужественными, решительными, чуткими, добрыми людьми.

                Развивающие занятия проводились с учащимися четвертого, пятого и шестого классов. Курс занятий включает в себя следующие направления:

Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

Развитие внимания;

Развитие памяти;

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

Формирование учебной мотивации;

Развитие личностной сферы.

                На развивающих занятиях лучше справлялись с заданиями Ардуев Нима, Ардуева Ольга, Свинцов Алексей.

                Анализируя выполнение заданий, психолог имеет возможность выяснить, в какой мере ребенок нуждается в тренировке памяти, внимания, мышления, чему нужно уделить больше времени.

                 В качестве общегрупповых мероприятий проводился тренинг общения (различные встречи), направленный на повышение уровня коммуникативной компетентности воспитанников центра, что способствует стимулированию социального развития и личностного роста.

                Проведение тренинговых занятий позволило решить следующие задачи:

Формирование базовых понятий из области психологии общения психологии эмоций, конфликтологии;

Развитие навыков общения;

Развитие умение адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств  других людей;

Развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;

Повышение уровня рефлектности, создание мотивации для дальнейшего саморазвития участников;

Формирование интереса к прикладным психологическим знаниям;

Сплочение детского коллектива, формирования взаимного доверия.

                Проведение групповой психокоррекционной работы затруднительно при негативном отношении к данному виду работы ребенка, в случаях явного, асоциального поведения ребенка, проявляющегося в немотивированной физической и вербальной агрессии, жестокости. Противопоказано помещать в группу ребенка, находящегося в актуальном стрессовом состоянии – депрессии, фрустрации, посттравматическом стрессе.

                Во всех этих случаях с ребенком проводится индивидуальная  работа в форме бесед, игр на доверительных, поддерживающих началах. Целью индивидуальной работы является выявление проблем ребенка, обсуждение возникших затруднений, организация совместного или самостоятельного поиска средств разрешения внутренних конфликтов.

                По итогам диагностической деятельности проводятся консультации с воспитателями.

                Прочитаны лекции на темы: «Личность и ее структура», «Структура психологической проблемы и человек как субъект ее решения», «Как выявить факты жестокого обращения с ребенком?», «Подготовка к школе: учимся учиться», «Типы темперамента и их психологическая характеристика».

Психологическое просвещение

                 Занималась изучением литературы: «Общая психология» (Богословский В.В., Степанов А.А. и другие), «Тренинг общения» (Грецов А.Г.), «Классный час с психологом» (Амбросьева Н.Н.), журналы практического психолога, «Помощь подростку» (Федосенко Е.В.), «Психологические рисуночные тесты» (Шевченко М), «Тестируем детей» (Макеева Т.Г.), «Практикум по детской психокоррекции» (Истрапова О.Н.), «Играем, гуляем, развиваем» (Ионова А.Н.

                Принимала участие в Республиканском семинаре «О соблюдении обязательных требований законодательства по вопросам защиты прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

          В Республиканском обучающем семинаре для психологов детских домов, социально – реабилитационных центров, специальных  учебно- воспитательных учреждений по теме «Методы психолого – педагогической реабилитации детей, оставшихся в трудной жизненной ситуации, детей с девиантным поведением».

     Организационно-методическая   работа состояла из следующих этапов:

     -подготовка диагностического материала;

     -подготовка материалов для коррекционно-развивающих занятий;

     - подготовка к индивидуальной и групповой работе с воспитанниками;

     -обработка и анализ полученных результатов;

     -подготовка к консультационной работе;

     -подготовка тренинговых занятий;

     -подготовка лекций и бесед;

     -участие в работе методического объединения;

     -участие в семинарах психологов;

     -заполнение аналитической и  отчетной документации. 

                Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста  в дальнейшем.

                В течение отчетного периода вносились изменения в содержание некоторых коррекционно-развивающих занятий.

                По результатам диагностики и коррекционно-развивающих занятий велась индивидуальная карта программа на каждого ребенка.

                В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности продолжить работу по программе «Тропинка к своему Я» с учетом потребностей участников реабилитационного процесса.

                В соответствии с Законом РФ «Об образовании» дети, поступающие в Центр, продолжают обучение в МАОУ «Саянской средней общеобразовательной школе».