Программа социально-трудовой реабилитации

 «Табан хурган»

  1. Кружковая работа
  2. Детское самоуправление
  3. Совместная деятельность персонала работников и воспитанников ГБУСО «Окинский СРЦН»

                За годы работы в реабилитационном центре, мы ясно представляем себе, что включение воспитанников в разнообразную деятельность является действенным средством реабилитации, воспитания дезадаптированных детей и подростков.  Многие дети приходят к нам с отсутствием элементарных умений и навыков. Большую роль в реабилитации ребенка, в работе над улучшением его психического состояния, душевного равновесия оказывает кружковая деятельность.

                Основную цель, которую ставят перед собой руководители кружков – формирование чувственного, активного, уверенного в своих силах человека, любящего людей, готового к творческой деятельности в любой сфере.

Кружок «Умелые ручки» (Хандакова Л.П.)

                Дополнительная программа, по которой я осуществляю работу с детьми -это программа кружка «Умелые ручки».                   Программа направлена на знакомство и научение работать с любым подручным материалом, развитие творческих способностей, творческого воображения и фантазии детей. В результате работы воспитанники совершенствуют свои навыки и умения, развивают  эстетический вкус, выдумку, чувство прекрасного, чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд. На занятиях у них воспитывается усидчивость, аккуратность, трудолюбие, целеустремлённость, взаимопомощь. В своей работе мы используем разные крупы, макаронные изделия, различный бросовый материал. Через развитие мелкой моторики развивается речь детей, мышление, познание окружающего мира. Конечный результат радует ребенка, восхищает его самого, радует окружающих. Несомненно, навыки, приобретенные на занятиях, помогут им во взрослой жизни. Даже наши дошколята, а ныне первоклассники настоятельно «требуют» работу для себя. И они ни в чем не уступают ребятам постарше: работают усердно, аккуратно, работы их также красивы. Не каждый ребенок из обычной семьи может похвастаться тем, что умеют делать наши ребята.

                Работы, выполненные моими ребятами, украшают стены нашего центра. Воспитанники дарят свои поделки гостям, которые к нам приезжают, на праздники и не только. Работы, выполненные на занятиях кружка «Умелые ручки», демонстрировались на районном семинаре-выставке, который проходил в нашей школе. Слова, с таким восхищением сказанные одним из воспитанников Свинцовым Алешей, для меня являются высшей наградой: «Налюбоваться не могу своей поделкой. Горжусь своей работой». Я в свою очередь сказала, что горжусь им.

                В будущем планирую внести новые интересные темы, постоянно занимаюсь самообразованием.

Кружок «Рукодельники» (Будаева В.В.)

                Современная педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать, переживать прекрасное в жизни, в искусстве, как воспитание стремления самому чувствовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитии творческих способностей.

                Эстетическое воспитание осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства.

                Ребенок делает первые шаги в мир искусства, от которых зависит глубина восприятия и приобщения к прекрасному во всех его проявлениях.

                Знакомясь с искусством, он творит, выдумывает, узнает много нового об инструментах, необходимых для работы, осваивает технологические приемы и способы обработки материалов, учится анализировать, развивает образное и пространственное мышление.

                Воспитание трудолюбия у ребенка – процесс сложный, емкий и, несомненно, важный. Ребенку, которому привита любовь к трудолюбию с раннего возраста, намного легче приспособиться к предстоящим трудностям  взрослой жизни. Поэтому в нашем реабилитационном центре успешно реализуется  кружковая деятельность  «Рукодельники».  В календарный план включила такие разделы, как «Работа с тканью и мехом», «Вышивка», «Изонить», «Поделки из природного материала», «Вязание крючком и на спицах», «Новогодние поделки из разного материала «Всякая всячина», которые помогают воспитанникам поверить в собственные силы, расширить навыки самообслуживания, развить творческое воображение, эстетический вкус.

                Работы по шитью, вышиванию, вязанию и т.д. привлекает детей своими результатами. Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками салфетки, закладки, игрушки! Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков и сувениров для родителей, друзей, воспитателей и т. д. Умелые руки творят   чудеса и фантазия.

                Одним из важных задач плана является знакомство воспитанников реабилитационного центра с трудом человека. Систематическое участие в труде вместе со сверстниками и взрослыми дает бесценный позитивный опыт участия в созидательной, преобразующей деятельности, формирует у ребенка навыки делового и общечеловеческого общения, отношения товарищеской взаимопомощи и ответственности. Включение дезадаптивных подростков в труд в значительной мере обеспечивает успешность их социальной реабилитации и адаптации их в дальнейшей жизни.

                Наглядное представление о результатах работы, проводимой в кружках, дают выставки детского творчества. В конце каждого месяца проводится выставка «Мир глазами детей». Выставки способствуют широкому ознакомлению воспитанников с произведениями различных видов и жанров искусства, отражающих современную действительность, лучшие художественные традиции народа, демонстрировать высокое мастерство исполнителей. Выставки воспитают у воспитанников стремление  к художественному образованию, самостоятельной творческой деятельности, организаций своего досуга на примере достижений своих сверстников. При отборе работ особое внимание уделяется на аккуратность, оригинальность,  качественность, использование новых материалов, внесение элементов фантазии и изобретательности.

Изостудия «Акварелька» (Хандакова М.Н.)

                Желание творить – внутренняя потребность человека, она возникает у него самостоятельно. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью.

                 Рисовать дети начинают рано, они умеют фантазировать. Придумывают свой мир.

                 Изобразительная деятельность позволяет им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. В процессе рисования ребенок испытывает разные чувства – радуется красивому изображению, созданному, или огорчается, если что-то не получается.

                Рисуя, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире. Осознает себя в нем.

                На практике решила реализовать это через занятия кружка рисования «Акварелька».

                 В течении года воспитанники посещали кружок. На занятиях по данной программе введение в новую тему обязательно сопровождалось каким-либо литературным произведением сказками, загадками и т.д.

                Дети осваивали различные техники рисования. Рисунки выполняли: пальцами рук, ватными палочками. Также выполняли фитографику.

                В результате проведенного курса у детей постепенно формируется умение наблюдать и живо откликаться на события, строить композицию, соотносить размеры изображаемых предметов и подбирать цветовые решения одновременно развивается эстетический вкус.

     Участники кружка принимали участие в конкурсах рисунка, выставках, проводимых в школе, также на районном уровне.

                Мои подопечные  воспитанники Убугунов Андрей занял II место в конкурсе  «Повышение безопасности дорожного движения» среди школьников Окинского района,  Ардуев Нима занял III место в конкурсе рисунков «Горная Ока - родина сойотов» на республиканском сойотском празднике «Улуг-Даг».

Кружок «Бумажное чудо» (Самбялова З.А.)

                Одним из наиболее приемлемых способов развивать у детей творческие способности является кружок « Бумажное чудо».

                Занятия кружка осуществлялись в соответствии с перспективным планом, составленным мною на 2012-2013 год.

                Задачи:

1.Научить детей работать аккуратно, самостоятельно.

2.Знакомство с бумагами, и их применение.

3.Умение фантазировать и работать с мелкими и хрупкими предметами.

4.Развивать художественный вкус; приучать детей после работы приводить рабочее место в порядок.

                Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлений? Именно эти вопросы помогает решить кружок «Бумажное чудо». Даже при незначительном усилии со стороны детей работа привлекает всех своим необычным выполнением, подборкой цвета, восхищает ребенка и вызывает желание создать что – то красивое. Похвала, признание творческих способностей ребенка утверждают его как личность, помогают выразить  уверенность в свое «Я» (Я могу! Я умею! У меня получится).  Кружок посещают 9 детей, занятия проводятся 2 раза в неделю. Возраст воспитанников от 7 до 15 лет. Занятия воспитывают аккуратность,  формируют ловкость пальцев и кистей ребенка, способствуют развитию основных психических процессов                    (внимания, памяти, мышления).

      Детям нравится заниматься, потому, что на каждом занятии обязательно получается  какая-нибудь фигурка, знакомятся с различными техниками выполнения, которые спланированы в последовательности от простого к сложному. В процессе изготовления у детей формируется эмоциональный отклик на восприятие творчества, развивается воображение, фантазия. Научившись делать простейшие элементы из бумаги, дети придумывают и изготовляют сказочные изделия, а затем украшают их узорами, вырезанными или сложенными из бумаги. От занятия к занятию дети становятся все более усидчивыми, прилежными, самостоятельными. В процессе работы кружка дети научились создавать шаблоны, силуэты,  композиции, делают аппликации, моделируют и комбинируют элементы. Результатом работы являются создание картин, открыток, панно, игрушки-мобили.  Изготовление поделок из бумаги выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от конфликтных ситуаций,  снимает нервное напряжение, воспитывается стремление доводить начатое дело до конца. Я думаю, что  поставленные задачи выполнены, но, несмотря на это  считаю, что нужно продолжать формировать у детей навыки художественного вкуса, фантазию, самостоятельность.

               

Театр речевого развития «Словесник» (Патархеева О.Б.)

                Основная цель: знакомство детей с культурой речевого поведения, совершенствование их речи на основе использования элементов театральной деятельности.

                Основные направления работы кружка заключается в следующем:

- развитие психических процессов (восприятие, воображения, фантазия, мышление, внимание, память), речи (монолог, диалог), творческих способностей (умение войти в роль, импровизировать, перевоплощаться);

- участие детей в театрализованных играх: разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок, басен; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра;

- обогащение театрального опыта, знание детей о театре, театральных профессиях.

                Речь – особенная деятельность ребенка и один из видов коммуникативной деятельности человека. Дети, овладевая речью, перестраивают свою психику, позволяя воспринимать явления более осознанно и произвольно.

                На занятиях ребята знакомятся с речевой этикой, культурой общения, разучивают и разыгрывают потешки, считалки, небылицы, сказки.

                Также на занятиях кружка были использованы различные этюды на развитие эмоциональной сферы. Этюды помогают ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе.

                Была продолжена работа над развитием творчества, детям предлагались театрализованные игры, сценки, где они могли показать свои артистические возможности. Например, разыгрывались стихотворения: «Жадина», «Сережа учит уроки», «Кто станет президентом?»; кукольные спектакли: «Под грибком», «Веселые гуси», «Кот, Петух и Лиса»; сказки: «Мудрый заяц», «Сказка про Комара Комаровича», «Как медведь трубку украл», «Двенадцать месяцев», «Экологическая сказка о том, как колобок в лес убежал», «Айболит»; басни Крылова.

                Занятия в театре развивают индивидуальную творческую деятельность, способствуют объединению детей, совершенствуют память, внимание, мышление, творческое воображение и другие психические процессы и качества, необходимые для жизни наших подопечных.

                При этом решается речевые задачи: пополняется словарный запас ребенка, развивается грамматический строй речи, связная речь.

                Дети, которые посещали «Словесник» в течение года, стали более раскрепощенными, научились импровизировать, многие избавились от стеснения и скованности, стали более открытыми, легкими в общении, обрели уверенность в себе.

                Надеюсь, что приобретенные качества обязательно помогут им в  будущем найти свое место в обществе, чувствовать себя уверенно и комфортно в любой ситуации.

                Учитывая результаты проделанной работы, составила следующие рекомендации для планирования на следующий год:

- создавать условия для творческой активности детей;

-поощрять исполнительное творчество в театральной деятельности,

-развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении,

-побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций.

                Таким образом, педагоги не только обогащают детей дополнительными знаниями, но и формируют умение работать коллективно, воспитывают культуру и этику общения. Именно, кружковая работа удовлетворяет запросы детей, оказывает им психолого – педагогическую помощь и поддержку в период адаптации, помогает в рекреативно - оздоровительном и индивидуальном развитии воспитанников.

Отчет работы по самоуправлению.

                Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, очень быстро привыкают к постоянной заботе, воспринимают её как должное, что приводит к формированию иждивенческой позиции. Для того чтобы стимулировать у воспитанников стремление к самостоятельности и самовоспитанию, пробудить в них чувство ответственности, желание анализировать и планировать свои поступки, чувство причастности к общему делу мы организовали  детское самоуправление « Наран Булаг»

                Работа самоуправления дает возможность почувствовать себя в роли хозяина, творца своей жизни, что необходимо и полезно для будущей успешной социализации в обществе, для формирования содержательно-продуктивного общения в рамках тех или иных социальных ролей.

                Высшим органом был Детский совет, который контролировал работу секторов. Каждый сектор возглавляет министр, между членами сектора распределены обязанности. Воспитанники, конечно, не могут быстро научиться целеустремленному руководству своей жизнью. Сейчас мы можем говорить только о первых впечатлениях от работы по детскому самоуправлению. Надо сказать, что для нас это было новое, поэтому у нас не все получилось. В Детский совет были выбраны ребята старшего возраста. Не все из выбранного  актива имеют организаторские способности, коммуникативные навыки, обладают заниженной или завышенной самооценкой. Личностные характеристики не дают согласованно и слаженно работать, поэтому в секторах царит недопонимание, разрозненность. Но все, же попытки были предприняты. С положения теории коллектива, эмоционально-символическими описаниями уровней его развития, или как их еще называют,  ступенями роста характерен 1 уровень - "Песчаная россыпь":

                Группы детей в секциях,  похожи на песчаные россыпи.  Посмотришь - вроде бы все вместе.  И в то же время замечаешь – не соединены между собой, как песчинки в россыпи. Подул ветер - и разлетелись песчинки.  Нет у них авторитетного центра, не находится хорошего организатора.  Отсутствуют  общие  дела, общие интересы.  И  поэтому "Песчаная россыпь" не приносит радости, удовлетворения тем, кто ее составляет.

                Самоуправление  тесно связано  с таким явлением как лидерство в детской среде. Ведь от того, кто оказывает большее влияние на группу детей, кто выступает в роли организатора, зависит успешность решения организаторских задач. Лидер -  ведущий  человек,  способный повести  за собой, пробудить интерес к делу. Он стремится "выложиться"  для достижения  общей цели,  активно  влияет  на  окружающих,  наиболее  полно  понимает  интересы большинства; именно с ним  хочется посоветоваться в  трудные минуты,    поделиться    радостью,    он    может    понять, посочувствовать, всегда готов прийти на  помощь, от него  во многом зависит настроение, он способен "завести" окружающих. Лидерство, лидерские качества - важный аспект воспитанников начиная с дошкольного возраста. Их сильное качество - умение ставить собственные цели и привлечь других детей к выполнению этих целей. Поэтому одной из причин является -отсутствие лидера в детском коллективе. Второй причиной является недостаточное педагогическое сопровождение, отсутствие опыта. Поэтому основными задачами на предстоящий год будут:  обучение актива навыкам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, самоорганизации и проектирования собственной деятельности, выработка у детей партнерских и лидерских качеств, коммуникативных умений и навыков, видеть перспективу своего собственного дела, уметь отвечать за свои поступки, идти дальше, оставаясь при этом высоко нравственным человеком, также глубоко и детально изучить вопросы по самоуправлению.  Таким образом,   работа по детскому самоуправлению будет продолжена в более углубленном варианте, то есть создание условий для роста инициативы и самостоятельности у воспитанников через развитие системы детского самоуправления.

Совместная деятельность персонала работников и воспитанников ГБУСО «Окинский СРЦН»

        Эффективности воспитательного процесса способствуют традиции учреждения. Традиции выполняют очень важные функции в жизни Центра: они формируют общие интересы, сплачивают детский коллектив, придают жизни учреждения определенную прочность, надежность и постоянство.       Наиболее любимые традиции – «Праздник осени» (с выходом на природу), «Новый год» (в данный отчетный период). И надо отметить, в традиционных мероприятиях задействованы все работники Центра. И дети, и взрослые  активно готовятся к праздникам. Совместная творческая деятельность способствует проявлению у ребенка интереса к семейным традициям, оказывает положительное влияние на эмоциональную, нравственную сферы личности.