Программа этнопедагогического направления

Программа этнопедагогического направления

воспитателя реабилитационной группы  Самбяловой З.А.

                Особую тревогу сегодня вызывает психическое и духовное здоровье подрастающего поколения. Размытые и искаженные духовно – нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, жестокости, разрушение семейного уклада отрицательно воздействуют на детские души. Наш центр – это  тот островок в нашем прагматичном и сложном мире, где учат добру, справедливости, честности и любви к ближнему.

      Актуальность программы «Истоки» заключается в необходимости современных условиях через культурные традиции народа воздействовать на умы и сердца подрастающего поколения. Народная культура несет в себе богатейший воспитательный потенциал, формируя активную жизненную позицию. Программа представляет собой изучение народной культуры и традиций, а значит, дает детям  понятие о специфике и формах ее бытования в жизни двух народов.      Создавая атмосферу национального быта в центре, используя фольклор, знакомя с традиционными праздниками, с народным искусством, с народными играми, мы получаем  возможность приобщения  детей к духовной культуре, пробуждаем у детей основы национального самосознания, национальной принадлежности.

      Воспитательная работа строилась на основе двуязычия (русского и бурятского), с использованием народного творчества, народных игр и праздников. За 2013 год передо мною были поставлены задачи:

- воспитание любви к своей Родине;

- приобщение детей к народным традициям и обычаям;

- развитие творческих способностей, коммуникативных навыков;

-умение сотрудничать друг с другом, через знакомство со старинными играми;

- развитие двигательной активности детей.

      Добиться положительных результатов в этнопедагогическом воспитании помогали: беседы, диалоги, игровые занятия, такие как игра – путешествие   «Знаешь ли ты свой город?», беседа « Моя Родина», беседа « Что ты знаешь о войне», беседа – диалог «Понятие – уважение к старшим», игра – путешествие «По страницам Рождества», игровое занятие «Красота древняя», народные игры « Шубгэшоолгэ», «Как у дяди Трифона», особенно детям дошкольного возраста нравится русская народная игра «Цапки». Также использую в своей работе индивидуальный подход, который достигается за счет учета личного уровня каждого ребенка и планирования, соответствующих видах деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха.

                В центре оформлена библиотека для детей, каждый ребенок может взять понравившуюся книжку, рассмотреть иллюстрации, по картинкам вспомнить содержание сказки или стихотворения. Сделана подборка раскрасок  с персонажами сказок, что также способствует развитию интереса к художественной литературе. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них проявляется внутренний импульс к содействию, к защите, к помощи. Особенно дошкольникам  нравится сказка «Лихо одноглазое»  Денис очень впечатлительный мальчик, сколько бы он его не слушал, все равно просит  почитать.

                 С детьми постоянно ведется работа по заучиванию стишков, загадок, потешек, как всей группой, так и индивидуально, что способствует развитию творческих способностей. Результатом работы является участие детей в театрализации сказок, в мероприятиях и концертах, раскрытие творческих способностей, дети преодолевают скованность и зажатость. В направлении творческой и трудовой деятельности проводились конкурсы рисунков            «Символика орнаментов», «Городецкая роспись», «Хохломская роспись», «Дымковская роспись», «Украсим снежинками», сбор лекарственных растений на минеральном источнике  Хойто– гол.

                 Знакомство детей с родным краем формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.  Дети младшего школьного возраста лучше воспринимают потешки, песенки, пословицы, игры. Игровая деятельность обладает большими возможностями для объединения ребят, поэтому опираясь на интерес к игре, организовывались игры: « Ботогон буурашалга», «Пошла коза по лесу», «Прялица». Таким образом, я подвожу детей к естественному выводу о необходимости защиты нашего края через произведения устного народного творчества, сюжетно – ролевые игры, песни.

Сюжетно – ролевая игра « Свет Рождественской звезды»

                Традиции этого праздника, исполненного подлинной человечности и добра, в наши дни открываются и осмысливаются вновь. Весь рождественский цикл проникнут праздничным весельем.  Особенно всем нравится святочные гадания: были гадания вечерние, полуночные, на сон грядущий, уличные. Гадали по иглам, ниткам, опущенным в воду, даже по дровам.

     Традиционный национальный праздник « Сагаалган»



                Важным элементом праздника является выступление воспитанников в национальных костюмах, потому что дети испытывают свою причастность к культуре бурятского народа. Знакомя детей с традициями, народной культурой праздниками нашего народа, я воспитываю чувство гордости за достижения и подвиги бурятского народа. Положительное влияние на этот позитивный процесс оказывает тесное сотрудничество воспитателей, специалистов, руководителей.

                На 2014 год планирую разработать конспекты занятий, которые включают элементы театрализации, народные песни.

                 Основная цель и задачи, поставленные в этом году, я думаю, были выполнены, но хочется обратить внимание на то, чтобы воспитывать в детях такие качества, как умение радоваться успехами друг друга, сопереживать неудачам, формировать устойчивое эмоциональное развитие веру в себя.