«Навстречу»

Реализация программы нравственного направления

«Навстречу» (культура общения) воспитателя Патархеевой О.Б.

«В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья»

Свадковский И.Ф.

                Нравственное воспитание – одна из самых важных задач нашего учреждения. Нравственное воспитание детей – это чрезвычайно важный и эффективный способ познания мира, себя, а также способ целенаправленного психического развития, формирование личности и интеллекта ребенка.

                Главное назначение программы – формирование навыков общения воспитанников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

   Содержание программы решало следующие задачи:

- обучение навыкам общения и сотрудничества;

- формирование у воспитанников навыков речевого этикета и культуры поведения;

- развитие коммуникативных умений в процессе общения;

- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

                Дети и подростки, проживающие в условиях социально – реабилитационного центра, не умеют общаться. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны – он одновременно пытается привлечь внимание и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с его потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.

                Поэтому занятия строились таким образом, что первоочередной задачей становилось создание атмосферы доброжелательности, взаимного доверия, взаимопомощи, взаимоответственности.

                Календарно – тематический план разработан на основе изучения специфики работы с воспитанниками социально – реабилитационного центра, диагностических результатов. На каждый месяц было запланировано по 4 занятий, некоторые занятия дублировались с  прошлого года. Так как состав разновозрастной группы детей в течение года меняется,  темы, и содержание занятий варьировалось в соответствии с возрастными особенностями, уровнем индивидуального развития воспитанников, с учетом особенностей и традиции в коллективе.

                Занятия по содержанию программы проходят в увлекательной форме, они эмоциональны по выбранным формам и методам. Здесь мне помогают часы общения, нравственные беседы, этические диалоги. Опираясь на психические особенности воспитанников, я для работы выбрала типы занятий: беседы, диспуты, практикум (разыгрывание различных ситуаций, турниры вежливости), чтение и обсуждение литературных произведений.

                Одним из ведущих методов в моей работе являются ситуативно-ролевые и творческие практикумы по культуре общения, в процессе которых у детей наиболее эффективно, на мой взгляд, развиваются коммуникативные способности, появляются стремления к общению, умения адекватно ориентироваться в доступном социальном окружений. Например, «Как бороться со своими обидами?», «Как заводить друзей», «Заколдованное дерево», «Если ты соврал…», «Улыбка. В чём её секрет?».

                Наиболее удачно и более продуктивно прошли занятия, где использовала приемы исследовательской технологии. Например, «Как стать успешным?», «О человеческом счастье».

                Наиболее плодотворно прошли часы общения: «Легко ли быть белой вороной?», «Упрямство или упорство?», «Толерантность – пусть к миру».

                Стараюсь, чтобы каждый ребенок выносил из этих занятий положительный опыт. Надеюсь, что эти знания и опыт, помогут воспитанникам обрести уверенность в себе, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и доверии.

                Для отслеживания результатов занятий использую различные диагностические методики: тесты «Мои ценности», «Настоящий друг», «Мой стиль общения»;  метод недописанного предложения, «свиток». В конце года были проведены диагностические мероприятия: опросник – тест для педагогов «Оценка коммуникативных умений у воспитанников», тест «Оценка уровня общительности» по методике В.Ф.Ряховского, определяющая эмоциональный компонент коммуникативной культуры.

                Тест «Оценка уровня общительности» -  приняли участие 13 детей. В ходе проведения теста было выявлено, что 3 воспитанника не обладают коммуникативными умениями и навыками общения. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, предпочитают проводить время наедине с собой, тяжело переживает обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать самостоятельных решений.

                Все остальные, 10 воспитанников, со средним уровнем  коммуникативной культуры. Они не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение. Не теряются в новой обстановке, занимаются общественной деятельностью, проявляют инициативу в общении. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Они быстро меняют своё решение, круг друзей постоянно меняется. Такие дети не постоянны, что отражается на культуре поведения.

                Высокий уровень сформированной коммуникативной культуры у ребят не выявлено.

                Таким образом, проведенные диагностические мероприятия показали неплохие результаты. Дети стали более организованны, в процессе общения многие научились управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки. Ребята усвоили основные правила культуры поведения, научились находить правильный тон в общении, приобрели навыки общения, уверенность в своих силах, доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать.

                Проанализировав программу, пришла к выводу, что реализация  программы «Навстречу», значительно расширяет знания воспитанников о нравственных качествах личности и  положительно влияет на уровень развития коммуникативной культуры и способностей воспитанников.

                 В следующем году работа по данной программе будет продолжена и усовершенствована, а именно,  по результатам теста «Оценка уровня общительности»  создать условия для повышения коммуникативной культуры и раскрытию мира внутренних ценностей воспитанников.