«Азбука здоровья»

Программа валеологического направления «Азбука здоровья»

воспитателя реабилитационной группы

Будаевой Виктории Валерьевны.

                                                                   Человек – высшее творение природы.

                                                                    Но для того, чтобы наслаждаться ее

                                                               сокровищами, он должен отвечать

                                                                    по крайней мере, одному требованию:

                                                                               БЫТЬ ЗДОРОВЫМ.

А.А. Леонов



Программа «Азбука здоровья» ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

 

                Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Строго объективных критериев, дифференцирующих понятия «болезнь» и «здоровье», пока нет. Существует более 300 определений здоровья. Я остановилась на определении, где здоровье определяется как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

 

                Общепризнанным считается тот факт, что именно образ жизни определяет здоровье человека на 50-55%. Не менее очевидно, что изменить его очень трудно. Но и это можно сделать с радостью, а не преодолением. Эту проблему я  решала на занятиях по валеологическому воспитанию и формированию здорового образа жизни («Азбука здоровья»).

 

                Валеологическое воспитание включает в себя развитие валеологического сознания личности, формирование у воспитанников валеологического мировоззрения; формирование и развитие у детей чувства долга и ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих людей, за образ жизни, направленный на здоровье; формирование у воспитанников валеологической культуры (валеологические знания, заинтересованность в деятельности, направленной на оздоровление собственного организма, раскрытие резервных возможностей человека  и развитие навыков введения ЗОЖ).

 

                Валеологическое воспитание, как интегративное направление, отображает многие стороны воспитательных направлений единого и целостного учебно-воспитательного процесса.

 

                Одной из задач работы нашего учреждения является физическое развитие ребенка, сохранение его здоровья. В течение года работала над проблемами повышения показателей физического развития и здоровья детей. В результате был накоплен немалый опыт по данному направлению.

 

                Поэтому своей целью поставила повысить эффективность сохранения и укрепления  здоровья в «Окинском СРЦН» путем создания теоретического обоснования и практического применения модели  в формирования ценностей здорового образа жизни у воспитанников, с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей.

 

Достижение цели решала посредством реализации следующих задач:

 
Активное внедрение в педагогическую практику новейших достижений в области валеологии:

 

Формирование валеологических знаний детей;

 

Воспитание сознательного отношения к своему здоровью;

 

Организации досуга детей;

 

Пропаганда здорового образа жизни;

 

Профилактика вредных привычек;

 

       Программа включает в себя не только вопросы физического, но и духовного здоровья. Мало научить детей соблюдать культурно-гигиенические навыки (выполнять утренний и вечерний туалет), надо чтобы с младшего школьного возраста дети учились любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с самим собой и миром, будет действительно здоров.



                Опыт организации и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни сложился постепенно, потому что все дети, которые поступают к нам социально запущенные, многие страдают хроническими заболеваниями, имеют слабое физическое развитие.

 

                На мероприятиях созданы «уголки здоровья», где дети получают знания валеологического характера. Работа в уголках «Советы доктора Градусника», «НЕболейки» помогают ребенку познать себя, избавиться от комплексов, учат анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, поведение, давать себе объективную оценку, помогают освоить навыки сохранения и укрепления здоровья,  такие мероприятия, как,  «На страже здоровья» - круглый стол, «Семья – маленькое государство»- -игра-фантазирование, «Я становлюсь увереннее» - познавательное занятие, «Давление. Самоуважение» - урок-дискуссия,  «Я и мое здоровье» - игра- путешествие.

 

В «уголках здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья. На хорошем уровне с положительными откликами детей и взрослых прошли мероприятия – «Здоровым быть здорово!» - групповая дискуссия, «Хочешь быть здоровым – будь им!» - КТД, «С витаминами к здоровью» - КВН, «Чистота залог здоровья» - беседа.

 

                В систему работы с детьми входит и активное  использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания в реабилитационном центре. Форма организации обучения: акции – «Марафон здоровья», групповые дискуссии, упражнения – энергизаторы - «Любовь и ответственность», мозговой штурм – «Владеешь информацией – владеешь ситуацией», театрализованные представления – «Курение медленная смерть», рисование, игры, конкурсы рисунков «За здоровый образ жизни», ток-шоу  «Пусть говорят»

 

                Через занятия по программе «Азбука здоровья» я старалась научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

 

                В своей работе с детьми использую словесные, наглядные и практические методы и приемы обучения и воспитания, позволяющие сделать непосредственно воспитательную деятельность познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной.

 

                Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка.

 

                Для проведения мероприятий по формированию ЗОЖ: закаливание – составная часть ЗОЖ, «Шаг вперед» - поход, дискуссия – «Факторы риска во внешней и внутренней среде организма», «Экология» - экскурсия, «Физкультура – профилактика болезней» - комплекс упражнений, «О спорт – ты мир!» - игра - соревнование  и т.п. данные виды деятельности используются для комплексного подхода, систематичности и поэтапности при реализации программы. При использовании разнообразных форм и методов, учитываются возрастные особенности воспитанников, которые активно влияют на позитивное развитие личности воспитанников, формируя ценности здорового образа жизни и антинаркотические установки.



По пропаганде ЗОЖ в Центре проводятся: мероприятия (в форме: беседы, круглого стола, игр, КВН, урока-дискуссии и т.д.);          экскурсии; походы; спартакиады; веселые старты; игры на свежем воздухе; ежегодная диспансеризация детей; трудотерапия.

 

                 Планируя профилактическую работу, учитывала основные международные и общероссийские дни, пропагандирующие здоровый образ: 7 апреля – всероссийский день здоровья; 31 мая – международный день отказа от курения; 26 июня – международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков; 10 октября – всемирный день охраны психического здоровья; 1 декабря – всемирный день борьбы со СПИДом.

 

                В конце года были проведены диагностические работы: устный опрос на тему «Повторение пройденного материала»; тестирование на тему «Что узнал?»; экзамен по программе «Азбука здоровья». И для себя сделала выводы, что  достигла поставленных целей и задач, потому что воспитанники показали хорошие результаты. Что ожидала по результатам реализации программы: формирование валеологической грамотности детей; готовность детей к ведению ЗОЖ; постепенное снижение уровня заболеваемости детей, которые  усвоены воспитанниками через проведенные мероприятия и занятия.

 

                По моему мнению, не в полной мере сформирована валеологическая грамотность, дети путаются в терминах, не знают смысла некоторых слов.

 

                После всего этого воспитанники, на мой взгляд, стали смотреть на мир другими глазами, познали себя, узнали, что «здоровье – всему голова», получили «Советы от доктора Айболита», участвовали в «Движение -  основа жизни», узнали свой характер, оценили способности своего организма, получили знания и практические советы как отказаться от вредных привычек,  к чему приводят употребление наркотических средств и психоактивных веществ в разделе «Вредные привычки» по темам – «Согласны ли вы что в жизни нужно пробовать все» - урок –дискуссия, «Алкоголю скажем – нет!»- беседа, «Курение медленная смерть» -урок - дискуссия, как вести себя в экстремальных ситуациях под названием «Моя безопасность в моих руках» - инструктажи по технике безопасности на местах, например, в лесу, на воде (закрытый водоем), во время экскурсии и похода, во время передвижения на автотранспорте,  инструктажи по соблюдению мер безопасности при выходе  на экскурсию в лес (самоосмотр и взаимоосмотр участников похода на наличие клещей).

 

                В дальнейшем продолжу вести работу по здоровьесберегающему  воспитанию детей, так как считаю ее актуальной.

 

                Реабилитационный процесс был организован на основе сочетания требований социума с индивидуальными возможностями и потребностями воспитанников. Педагогическим коллективом осуществлялась психолого – педагогическая поддержка, обеспечивающая психологический комфорт воспитанникам.