Методическая работа

Работа методического объединения ГБУСО  «Окинский СРЦН»

                Методическая работа является важным средством повышения педагогического мастерства воспитателей и специалистов, связывающим в единое целое всю систему работы реабилитационного центра.

                Вся методическая работа ведется в соответствии с годовым планом, и осуществлялась по следующим направлениям:

- открытые занятия, их анализ; посещение и анализ занятий;

- работа педагогов над темами самообразования.

                 Все воспитатели определяют для изучения индивидуальные творческие темы, которые соответствуют направлениям авторских программ. Так, например, педагогами исследуются следующие темы:    воспитатель Самбялова З.А.  -  «Возможности воспитательных технологий в гражданско – патриотическом воспитании». Воспитатель Будаева В.В. – «Реализация здоровьесберегающих игровых и коррекционных технологий». Воспитатель Патархеева О.Б. – «Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками».

- работа с молодыми  специалистами (консультативно – информационная деятельность). Консультирование осуществляется в индивидуальном режиме, в связи с затруднениями, возникающими у педагогов - воспитателей.

- тематические недели (дидактическая подготовка педагога).

-методические семинары и семинары – практикумы, тематические педагогические советы (коллективная методическая деятельность).

                По плану работы были рассмотрены такие темы, как   «Современные воспитательные технологии в реабилитационном центре», «Детская агрессия как педагогическая проблема»,  «Взаимодействие педагога и воспитанника в конфликтных ситуациях». При организации заседаний МО стараемся, чтобы они были нужными, полезными и не скучными, решения педсоветов были эффективными, а педагоги были не просто слушателями доклада, а активными его участниками.

                Направление всей социально – реабилитационной работы соответствует поставленным целям и задачам Центра, особенностям его статуса. Использование в работе с детьми активных форм, методов и приемов позволяет ребенка ощутить себя личностью, почувствовать внимание, уважение и доброжелательное отношение к нему.

                Воспитательная работа, проведенная в условиях реабилитационного центра, способствует интеллектуальному, нравственному и физическому становлению личности, созданию условий для развития индивидуальных и творческих способностей.

                Учитывая нерешенность некоторых проблем   в следующем году продолжить работу по следующим направлениям:

- внедрение новых форм организации реабилитационного процесса;

- организация профессиональных конкурсов;

- систематический мониторинг профессионального уровня педагогов;

- обновление пополнение  методических папок по темам: «Профилактика детского бытового травматизма»,  «Психологические травмы у детей», «Вред курения, пива, алкоголя для подростков»;

- продолжение работы по Программе детского самоуправления «Наран Булаг»;

- внедрение новых технологий по профилактике социального сиротства;

- разработка и оформление памяток, буклетов, рекомендаций и брошюр по воспитательным программам.

                Эти основные направления выступают ориентирами в постановке задач на следующий год и организации всей воспитательной работы.

                В конце года проведена диагностическая работа  по методике «Определение уровня воспитанности детей». Исходя из анализа проделанной работы, сделан следующий вывод: из 14 обследованных воспитанников, 3 обладают хорошим уровнем воспитанности (21,4%); 8 – средним уровнем воспитанности (57,2%); 3 – низким уровнем воспитанности (21,4%).

Профилактика социального сиротства и работа  с семьей

                Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, является поиск путей снижения роста безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, социального сиротства и повышения эффективности их профилактики.

В профилактике нуждается все население, в особенности люди, входящие в группы повышенного риска: малолетние дети, подростки, престарелые, а также люди, ведущие асоциальный образ жизни.

                Профилактика является одним из перспективных и важных направлений деятельности в социальной работе по преодолению социального сиротства.

Диагностика семьи — постоянно присутствующий элемент деятельности специалиста по социальной работе. Учитывая сложность проблем, которые переживает современная семья, постоянную изменчивость ее структуры и характеристик, в настоящее время специалист перешел от единичных диагностических процедур к осуществлению социально-педагогического мониторинга семьи.

                Социально-педагогический мониторинг семьи — это  система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

                За прошедший год специалистом патронировано 23 семьи Тункинского района. Условия жизни семьи, в общем, не изменились, дети также не в полной мере обеспечены необходимым. Родители устраиваются на работу и через некоторое время снова оказываются без работы, они не научены постоянно работать. Из-за финансовых проблем вытекают все остальные жизненные неурядицы, в итоге страдает ребенок. Самый главный негативный элемент в семьях - это родители часто злоупотребляющие спиртным, хотя денег у них нет.

                 Проведенный мониторинг выявил основные принципы: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.

                В практике работы специалиста по социальной работе сложился опыт социально-педагогической паспортизации семей. «Паспорт» выступает одной из форм «карты семьи», позволяющей систематизировать базовую информацию о семье в лаконичной (стандартизированной) форме. В отличие от «карты» он не предполагает регулярного обновления (за исключением каких-либо кардинальных изменений в структуре и характеристиках семьи). Основное назначение диагностики и мониторинга (как системной формы) — составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных семьям, обслуживаемым специалистом. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование и т.п.

                На основе полученной информации осуществляется дифференциация семей, позволяющая разработать стратегию и тактику социально-педагогической работы в отношении конкретной семьи и с семьями в целом, обеспечить адресность и результативность социально-педагогической поддержки и помощи.

                Социальный патронаж — форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда специалист как близкий человек проводит с членами семьи много времени, часто несколько часов в день, входит в курс всего происходящего в семье, оказывая влияние на суть событий. Срок социального патронажа всегда ограничен. В зависимости от конкретных условий он может продолжаться 4 — 9 месяцев.

1-й этап. Знакомство. Договор с семьей

                Работа с семьей начинается с заключения двухстороннего договора между семьей и образовательным учреждением в лице социального педагога. Договор не имеет юридической силы. Его значение состоит в установлении «правил игры», очерчивании круга взаимных обязательств и прав, а также в закреплении в сознании сторон факта вступления во взаимоотношения для достижения общей цели

2-й этап. Вхождение в семью.

Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса.

Специалист по социальной работе помог сначала оформить имеющийся позитивный потенциал семьи в планы и намерения членов семьи, а затем способствовал воплощению этих планов и намерений в реальные действия, поступки, отслеживая последовательность целенаправленных действий по выходу из кризиса.

Например, кропотливая работа проведена с семьей Ябжановой Роксаны Алесеевны – вернули сына Даниила. Мать сожительствует с Андреевым М.С., который имеет постоянную работу, намерен помогать им обоим. Мальчик посредственно обучается в Кыренской средней общеобразовательной школе.

Социально-правовая помощь оказана семье Попова Андрея Александровича, где он восстановился через решение суда в родительских правах, был трудоустроен подсобным работником в ИП «Халудоров С.А.» в с. Шулуты Тункинского района, работодатель помог построить дом куда вернули дочь – Маргариту. 

3-й этап. Сбор информации о семье:

•   применение широкого диапазона методов сбора информации;

•   сбор информации на протяжении всего времени работы с семьей;

•   сбор информации, необходимой и достаточной для работы с семьей;

•   тщательный отбор объективной информации в местах пребывания членов семьи;

•   сопоставление информации из различных источников.

Специалист по социальной работе собрал  точную, полную, достоверную, объективную информацию о членах семьи и их ближайшем окружении в местах ее пребывания. Необходимо знать это для дальнейшей работы с семьей:

•     состав семьи;    

•     характеристику внешних и внутренних контактов семьи;

•     нормы, ценности, правила, представления данной семьи;

•    способности и возможности членов семьи;

•    уровень материального обеспечения, особенности организации быта;

•    состояние здоровья, образ жизни и привычки членов семьи.

                Беседа с членами семьи и лицами из ее ближайшего окружения. Использованы такие разновидности беседы, как конструктивное интервью в расширенном составе (с привлечением других специалистов –специалисты КДН, ПДН, опеки и попечительства, службы по работе с семьей и детьми)  особо важных для данной семьи персон.

4-й этап. Анализ информации о семье.

                Анализ информации о семье осуществляется с целью нахождения  оптимальных подходов к решению проблем семьи и наиболее эффективных способов взаимодействия с ней. В тесном контакте с АМО «Тункинский район», органом опеки и попечительства, Службой по работе с семьей и детьми, КДН  и ПДН полиции района налаживается  работа по профилактике социального сиротства, хотя в семьях трудность по трудоустройству, так как в селах Тункинского района нет вакансий по работе. Тем более трудно устроиться на работу членам из неблагополучной семьи. 

5-й этап. Выведение семьи из социальной изоляции. План и контракт в работе с семьей.

                Цели, задачи и перспективы работы специалиста и семьи находят свое выражение в контракте. Контракт составлен специалистом по социальной работе  на основе анализа полученной информации вместе с членами семьи. В нем в краткой форме излагаются намерения сторон, принимаемые ими на себя обязательства по выведению семьи из кризиса, указываются сроки этой работы.

                Содержание работы с семьей определяется имеющимися у неё проблемами. Специалист организует сеть взаимодействия для решения проблем семьи из лиц, работающих в различных государственных и общественных организациях, связанных с семьей по долгу службы, и частных лиц, связанных с семьей эмоционально. Координированы усилия различных организаций с тем, чтобы воздействие на семью было согласованным, своевременным и нужной интенсивности, соответствовало потребностям ее развития.

6-й этап. Выход из семьи.

                По окончании интенсивного периода работы специалистом представлена Карта изменений семьи. Рассматривается вопрос о снятии семьи с социального патронажа и установлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года). Все данные, информация о семье поступает МППК, где рассматривается дальнейшая судьба ребенка и всей семьи. За отчетный период восстановлен в родительских правах отец Поповой Маргариты и она передана отцу по месту его жительства. Открыто розыскное дело на мать Маргариты, которая отсутствует по неизвестной причине с 1999 года.

                Данная работа четко прослеживает все периоды изменения в семье.

                В приемную семью переданы два несовершеннолетних воспитанника нашего центра: Долгобородов Сергей  (с. Саяны), Свинцов Алексей (с.Орлик).