Летний палаточный лагерь «Хойтоголия»

Летний палаточный лагерь «Хойтоголия»

                Традиционно  и успешно внедряется в жизнь программа   «Хойто – Голия»    (летний палаточный лагерь). Это участие в путешествии, это лучшее средство отдыха от привычной и обыденной обстановки, познание богатств  природы, свежий воздух, который необходим растущему организму. Это время, когда ребята вырываются из замкнутого круга ограниченных обязанностей учреждения. Именно здесь в преодолении трудностей походной жизни, происходит то самое действо, которое называется – приобретение навыков социальной адаптации, формирование здорового образа жизни  и основ безопасной жизнедеятельности.

                Лето для ребят – пора не только отдыха. Это время новых чувств и эмоций, ярких впечатлений. Каждому ребенку хочется провести каникулы так, чтобы случилось нечто необычное, не похожее на школьные будни, о чем будешь вспоминать. Вновь и вновь рассказывать друзьям.

                По подпрограмме «Школа исследователя» второй год в нашем реабилитационном центре реализуется  летний  выездной лагерь «Хойтоголия».  В этому году выехали 10 воспитанников, 1 руководитель, 2 воспитателя, 1 мед. работник, 1 повар, 1 сторож-кочегар, мотивированных на исследовательскую деятельность.

                Подпрограмма «Школа исследователя» предназначена для организации воспитательной деятельности по научно-познавательному направлению, ориентирована на формирование готовности и способности детей к саморазвитию, мотивации к познанию. При реализации данной программы создавались условия для становления таких личностных характеристик воспитанника, как любознательность, активное и заинтересованное познание мира; способность к организации собственной деятельности; готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки; доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение.

Цель программы:

Формировать стремление к исследовательской работе.

Задачи программы:

                Развитие познавательных потребностей и способностей детей (пробуждать интерес к новому, стремление узнавать новое);

                Формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска (способы нахождения и обработки информации);

                Формирование навыков выживания в экстремальных ситуациях;

                Приобщение подростков к духовным, культурным и природным ценностям;

                Развитие воображения, восприятия, наблюдательности, памяти, внимательности.

Календарный рабочий план

№ п/п

Мероприятие

Сроки исполнения

Место проведения

Исполнители

1 день

1.Начало туристического похода

2.Инструктаж по Технике Безопасности во время проживания в лагере.

08 августа

СаяныХойто-Гол

Базарова В.В.

Самбялова З.А.

Табитуева М.Н.

МандагаеваБ.Д.

2 день

1.Знакомство с панорамой Хойто-Гола (съемка местности). Размещение и благоустройство лагеря.

2.Инструктаж по безопасности на воде. 3.Принятие ванн

4.Трудотерапия «Чистота»

09 августа

м. Хойто-Гол

Базарова В.В.

Самбялова З.А.

Табитуева М.Н.

Мандагаева Б.Д.

Будаева Р.С.

Будаев Б.М.

3 день

1.Организация исследовательских работ

2.Инструктаж правил поведения в лесу.

3. Выход в окрестность лагеря (сбор и выбор растений для гербаризаций)

4.Развлекательное мероприятие «Под голубыми небесами», интеллектуальное мероприятие «Я и природа, спортивное мероприятие «Быть здоровым!»

5. Трудотерапия «Чистота»

10 августа

м. Хойто-Гол

Базарова В.В.

Самбялова З.А.

Табитуева М.Н.

Мандагаева Б.Д.

день

1.Инструктаж правил поведения пеших походов.

2.Пеший турпоход «Гутаарта-Нуур»

3.Исследовательская работа «Вода», 4.«Наблюдение за флорой и фауной Хойто-Гола»

5.Вечерний огонек у костра (подведение итога по турпоходу)

11 августа

м.Гутарта-Нур

Базарова В.В.

Самбялова З.А.

Табитуева М.Н.

Мандагаева Б.Д.

Будаева Р.С.

Будаев Б.М.

5 день

1.Подготовка «Книги отзывов», «Тайны имен Хойто-Гола» (опрос отдыхающих).

2.Инструктаж правил поведения на природе.

 3.Исследовательская работа «Вода», «Наблюдение за флорой и фауной Хойто-Гола».

4.Развлекательное мероприятие «Все дело в шляпе»,

Интеллектуальное занятие «Что мы знаем о растениях», спортивное мероприятие «Пять колец»

5.Трудотерапия   «Чистота»

12 августа

м.Хойто-Гол

Базарова В.В.

Самбялова З.А.

Табитуева М.Н.

Мандагаева Б.Д.

6 день

1.Исследовательская работа «Натуралистические заметки».

2.Принятие ванн. 3.Трудотерапия «Чистота».

4.Сбор грибов, орехов и ягод. Вечер песен, костер.

13 августа

м.Хойто-Гол

Базарова В.В.

Самбялова З.А.

Табитуева М.Н.

Мандагаева Б.Д.

Будаева Р.С.

Будаев Б.М.

7 день

1.Принятие ванн. Уборка территории. Закрытие лагеря. Обед. Выезд.

14 августа

м.Хойто-Гол

Базарова В.В.

Самбялова З.А.

Табитуева М.Н.

Мандагаева Б.Д.

Будаева Р.С.

Будаев Б.М.


Большое внимание было уделено здоровьесбережению детей. При реализации программы были созданы условия,  обеспечивающие полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие. Ребята смогли реализовать свои коммуникативные способности, потребности, приобрести навыки совместной деятельности.

                Во время работы лагеря дети получали первые навыки исследовательской работы. Это серьезная подготовка к большим экспедициям.

                На основе ежедневных экскурсий по окрестностям лагеря занимались сбором растений, весь собранный материал обрабатывали, привлекая дополнительную литературу, консультируясь у ученых Института земной коры СО РАН г. Иркутска, которые отдыхали на источниках Хойто-Гола.

                Результативность работы определялась на рефлексии дня. Ребята и взрослые высказывали свои мнения о прожитом дне, о проделанной работе за день, проводилась корректировка на следующий день, заполнялись дневники: «Метеорологические наблюдения», исследовательская работа «Вода», «Книга отзывов о Хойто-Голе», «Дневник похода».

                Цели исследовательской работы реализованы в процессе применения разнообразных методов и приемов:

- проблемно – поисковый метод;

- активные действия ребенка по обследованию объектов (ощупывание, восприятие, на вкус, по запаху);

- наблюдение за объектами и явлениями природы;

- проведение опыта, эксперимента;

- чтение познавательной литературы;

- беседы с элементами дискуссии.

На маршруте (режим дня):

8.00 – Вставать пора! ( Подъем дежурных)

9.00 – С добрым утром! ( Общий подъем)

9.30 – Спортивная толкучка.  Зарядка

9.45 – 10.00 – Водные процедуры.

10.00 – Приглашает « Лесная кухня». Завтрак.

10.00 –  Уборка территории лагеря.

12.30 – Посещение минеральных источников (принятие лечебных ванн). 14.00 – Приглашает « Лесная кухня» Обед.

14.30- 15.30 – Тихо! Не буди соседа! (Послеобеденный отдых).

16.00 – Работы по направлениям «Вода», «Флора и фауна»,  «Погода»,  «Заметки натуралиста».

17.00 – Кафе «Сказка». Полдник.

17.30 – Полевой практикум (Обработка собранных материалов).

18.30 – Посещение минеральных источников (принятие ванн).

19.15 – Творческая деятельность детей по интересам.

 19.30 – «Лесная кухня» - Ужин.

20:00-20:30 – Досуговые  программы, игры.

20:30-21:00  – Посещение минеральных источников (принятие ванн).

21:00 – 21:15 – Перекусим? Приглашает кафе «Сказка».

21:30 – 23:00 – Посиделки у костра, беседы.

23:00 – Спокойной ночи! Отбой.

Исследовательская работа «Вода»

I.Исследование горной речки

Цель: выявить свойства воды (прозрачность, запах, цвет, жесткость, вкус, наличие осадка)

1

цвет

бесцветный

2

запах

без запаха

3

прозрачность

прозрачный, видимость 3 метра

4

наличие осадка

незначительно (песок)

5

жесткость

средней жесткости

6

вкус

вода на вкус неприятна, имеет резкий запах сероводорода

Скорость воды – 1,2 м/сек

II. Исследование озера «Гутаарта Нуур»

Цель: выявить свойства воды (цвет, запах, прозрачность, наличие осадка, жесткость, вкус)

1

цвет

бесцветный

2

запах

без запаха

3

прозрачность

прозрачный, видимость 2 метра

4

наличие осадка

Незначительный ил

5

жесткость

средней жесткости

6

вкус

ржавчины

Вода стоячая. Из озера вытекает ручей. Скорость  ручья у истоков – 60 см/сек

III. Исследование минерального целебного источника

Цель: выявить свойства воды (цвет, запах, прозрачность, наличие осадка, жесткость, вкус)

1

цвет

бесцветный

2

запах

сероводорода

3

прозрачность

прозрачный

4

наличие осадка

 ил

5

жесткость

 жесткая

6

вкус

вода на вкус неприятна, имеет вкус сероводорода

Вода вытекает из бассейна  со скоростью – 30 см\сек

Наблюдение за флорой и фауной:

               Наблюдение основной метод ознакомления детей с природным миром. Также наблюдение является методом экологического воспитания, актуальность которого диктуется современными условиями.

             Наблюдения проводили под руководством воспитателей. Это способствовало формированию у детей правильных представлений о живой и неживой природе. Наблюдения проводились ежедневно. Наблюдение за животным (бурундук, домашний северный олень) направляли внимание, прежде всего на их поведение: как передвигается, что ест, каковы их повадки. Рассмотрели внешние признаки животных. Чем покрыто тело, какие ноги – длинные или короткие, какие глаза (форма, цвет).

           В течение недели дети отдохнули, получили навыки в экстремальных ситуациях, приобрели опыт самостоятельной исследовательской работы (научились определять скорость течения реки, познакомились с растительным миром Хойто-Гола),  познакомились с основными правилами жизни на природе, укрепили здоровье, закрепили навыки самообслуживания.                 Участники лагеря собрали гербарий растений м. Хойто-Гола, для накопления наглядного материала центра. Во время пребывания совершили пеший поход на озеро «Гутаарта Нуур», преодолевая естественные препятствия. Пребывание в лагере помогло детям развить и реализовать свои способности. Хорошо отдохнули и получили заряд бодрости.