Анализ деятельности учреждения     

Профилактика  правонарушений и преступлений

  За  2022 год через  ГБУСО «Окинский СРЦН» прошли реабилитацию 86 несовершеннолетних воспитанника.

   Основную часть воспитанников составляют дети из следующих семей:

-   ТЖС– 55 несовершеннолетних -58,5%;

-   СОП– 31 несовершеннолетних- 33,0%;

-   ОПР – 8 несовершеннолетних – 8,5%.

Анализ состава воспитанников показывает, что более половины поступающих составляют дети из неблагополучных семей, чьи родители ведут аморальный образ жизни, ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности. Дети из таких семей нуждаются в заботе и поддержке.  Отрицательный микроклимат в неблагополучных семьях создает объективные предпосылки для появления асоциального поведения. У детей из неблагополучных семей, в силу их повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости, имеется повышенная склонность к возникновению социально отрицательных форм поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, бродяжничество, а также курение и употребление алкоголя. У этих детей отмечаются раздражительность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, агрессивность и негативизм.    В целом их поведение непредсказуемо. Характерной особенностью является то, что такие дети не признают своих отрицательных эмоций в связи с неправильным поведением, и поэтому у них с трудом формируются адекватные формы социального поведения.

В нашем центре созданы условия для нормального воспитания и развития личности ребенка:

- гуманный стиль отношений между воспитанниками и работниками;

- разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого;

- возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.

Меры предупреждения, профилактики направлены не на то, чтобы выждать, когда воспитанники, оступившись или попав под дурное влияние, совершат проступки, которые могут перерасти в преступление, а на то, чтобы уберечь их от действий начальной стадии, предупредив тем самым совершение правонарушения. Именно поэтому, вопросам предупреждения правонарушений несовершеннолетних, ранней профилактики мы  уделяем большое внимание.

Отрадно, что за 2022г., как и в 2021г.,  с момента поступления несовершеннолетних в ГБУСО «Окинский СРЦН» и окончания их срока пребывания, несовершеннолетними воспитанниками не совершены преступления, как и против них,  т.е. в обоих случаях 0 преступлений.

        Наше взаимодействие и совместные усилия в вопросах профилактики пресекают девиантное поведение прогульщиков учебных занятий,  задир, склонных к аффективным и неадекватным реакциям, подростков с высоким уровнем агрессии, злостных курильщиков и не дают перерасти ему в устойчивое антисоциальное или деликвентное  поведение.   

        Для решения проблем в речи мы работаем над обогащением словарного запаса, проводим мероприятия по этике – культура поведения, о семье, о дружбе, о профессии, об одноклассниках…

Однако следует отметить, что у многих поступивших воспитанников в основном возникают проблемы с учебой, в связи  с отставанием от  учебной программы и неусвоением учебного материала.

Восстановление статуса ученика в нашем центре осуществляется при прямом участии всех специалистов.

Все эти проводимые реабилитационные мероприятия создали оптимальные условия и способствовали восстановлению статуса ученика, развитию учебной мотивации, расширению общего кругозора, повышению самооценки воспитанников.  У воспитанников значительно повысился уровень социальной адаптации   в коллективе.

За 2022 год, как и в 2021 году, все воспитанники школьного возраста, проходившие у нас реабилитацию, несмотря на дистанционное обучение, по итогам учебного года неуспевающих детей нет, все воспитанники окончили учебный год удовлетворительно.

У большинства воспитанников успеваемость улучшилась, это объясняется тем, что наблюдается строгий контроль со стороны специалистов и воспитателей за посещением уроков, выполнением домашнего задания, внедряются в действие методы стимулирования за хорошие результаты в учёбе.

 

 

Профилактика наркомании, самовольные уходы

несовершеннолетних

 

           За 2022 год, как и за 2021 год, с  момента  поступления несовершеннолетних в ГБУСО «Окинский СРЦН» и окончания их срока пребывания среди воспитанников   не значились и не зафиксированы лица, употребляющие наркотические вещества, и состоящие на учете в  республиканском наркологическом диспансере. 

Случаи употребления алкоголя нашими воспитанниками не выявлены и не зафиксированы.

С каждым из воспитанников находящихся в реабилитации неоднократно проводились индивидуальная беседа, вторично  информационно – профилактическая работа в форме тренинга с приведением примеров из медицинской литературы, семейных бытовых эпизодов, где взрослые злоупотребляют курением, алкоголизмом, и как это отражается на их здоровье,  на бюджете  семьи, на состоянии общества. 

   Практикуем обучение детей основам ювенального права, повышаем уровень правовой культуры несовершеннолетних, систематически проводятся мероприятия по профилактике наркомании и правонарушений, осуществляем психологическую коррекцию детей с девиантным поведением. 

С воспитанниками с деликвентным поведением, которые допускают мелкие правонарушения, как сквернословие, нецензурную брань, табакокурение на улице, с ними ведется кропотливая разъяснительная работа, что их поступки - представляют собой гражданско-правовые деликты: причинение морального вреда личности, дискредитация репутации человека, причинение вреда здоровью людей. Также проводятся беседы по этике и культуре поведения.

За отчетный 2020 год в нашем центре совершенных правонарушений и преступлений, рецидивов, самовольных уходов также нет и не зафиксировано. В связи с данным фактом, не было необходимости проводить по нашей инициативе медицинское обследование на предмет выявления несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства и ПАВ.

Сотрудники СРЦН  совместно с  субъектами системы профилактики: ОСЗН, ОПиП, КДН и ЗП уделяем серьезное внимание  на меры профилактического характера, разъяснению   уголовно-правовых деликтов; при составлении индивидуальных программ  анализируем  и учитываем  проблемы и пробелы в поведении несовершеннолетних, по пресечению девиантного поведения детей из семей «группы риска», оказавшихся в социально опасном положении (алкоголизированные семьи), семей попавших в трудную жизненную ситуацию, малообеспеченных и многодетных.

  По обеспечению правопорядка, профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних и воспитания здорового образа жизни также  тесно  взаимодействуем с работниками школы – классными руководителями, учителями – предметниками, координатором выступает наш специалист по социальной работе. Такое взаимодействие и совместные усилия в вопросах профилактики ПАВ пресекает форму нарушенного поведения курильщиков, прогульщиков учебных занятий, задир склонных к эффективным и неадекватным реакциям, подростков с высоким уровнем агрессии, и не дают перерасти ему в устойчивое антисоциальное «аддиктивное поведение».

Районная прокуратура осуществляет постоянный надзор за исполнение законов о социальной защите несовершеннолетних, в период эпидемии коронавируса, по  ее указанию  были предприняты строжайшие меры по обеспечению режима карантина и самоизоляции.

Дистанционное обучение по программе  повышения квалификации по теме: «Основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством» прошла воспитательница нашего центра Сайбанова Н.В.

Также заведующий отделением  Мандагаева Л.Е. приняла участие в Республиканском конкурсе программ среди организаций социального обслуживания семьи и детей, направленных на профилактику правонарушений и преступлений, самовольных уходов и формирование здорового образа жизни, в режиме онлайн с 16.11.2020 по 16.12.2020г. и заняла третье место. Ею разработана программа «Сундук надежды». Программа рассчитана на 3 года   (2021-2023 г.) на воспитанников центра от 7 лет и старше. Разработка программы «Сундук надежды» позволит изучить проблемы изнутри и тем самым снизить количество самовольных уходов и правонарушений.

 

Медицинское обслуживание воспитанников

 

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников является одной из первоочередных задач центра. Эта задача решается комплексно специалистами: медицинской сестрой и воспитателями. В учреждении четко определены функции и задачи каждого специалиста, составлен гибкий график работы, учитывающий круглосуточное пребывание детей в центре. Поэтому, в течение всего дня, включая выходные, ребенок может получить медицинскую помощь.

Администрацией и медицинской сестрой ведется регулярный контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к содержанию помещений центра, подержанию лекарственной базы с обязательным наличием необходимых средств,  для оказания первой медицинской помощи.

Особое значение отводится организации питания воспитанников, контроль над выполнением натуральных норм, качеством приготовления блюд, санитарному состоянию пищеблока.

За отчетный период 2020 года  вновь поступивших в Центр - 94 детей, из них за отчётный период 2020 года -  7 детей вакцинированы против гепатита А. Согласно плана профилактических прививок совместно с ФАП  вакцинированы против клещевого энцефалит 6 воспитанников и 12 работников Центра.

С 2 сентября по 2 октября были приняты меры по профилактике гриппа. Проводилась беседа с воспитанниками центра на тему «Осторожно, Грипп», где рассматривали причины, профилактику гриппа, и чем опасен грипп. Проведена вакцинация против гриппа. Охват вакцинацией работники – 90,9% (2 работника мед.отвод по состоянию здоровья), воспитанники – 100%.

В связи с неблагополучной эпидемической ситуацией по новой коронавирусной инфекции COVID-19   и в целях недопущения распространения заболевания проводились следующие профилактические меры:

ü  Беседа с воспитанниками по профилактике заболеваний новой коронавирусной инфекции с просмотром видеороликов, брошюр.

ü   Обеспечено круглосуточное наблюдение за состоянием воспитанников Центра с проведением ежедневно термометрии (2 раза в сутки) и опроса о состоянии здоровья, а также организацию оказания им своевременной медицинской помощи.

ü   Ежемесячные Инструктажи с работниками центра о необходимости соблюдения правил личной гигиены: регулярного мытья рук с мылом и ношения средств индивидуальной защиты органов дыхания на рабочем месте;

ü  Обеспечено в надлежащем объеме работников Центра, обеспечивающих функционирование центра, средствами индивидуальной защиты органов дыхания, перчатки, кожными антисептиками в соответствии с действующими требованиями.

ü  Контроль температуры тела всех входящих в Центр лиц с применением аппаратов для измерения температуры тела бесконтактным способом.

ü  Не допускать в Центр лиц, имеющих признаки респираторных инфекций (Повышение температуры, кашель, насморк).

ü  Обеспечено мониторинг состояния здоровья сотрудников Центра, допущенных к уходу за проживающими, с измерением температуры тела по показаниям в течении рабочего дня и незамедлительным отстранением от работы лиц с признаками острых респираторных инфекций.

ü  Усилено санитарно-противоэпидемические и дезинфекционный режим в центре, проводится ежедневная текущая дезинфекция с применением дезинфицирующего средства три раза в день уделив особое внимание дезинфекции дверных ручек, выключателей, контактных поверхностей (столов и стульев), мест общего пользования, в столовой после каждого приема пищи.

ü  Контроль над соблюдением воздушно-теплового режима, режима проветривания и обеззараживания воздуха, проведение регулярной уборки и профилактической дезинфекции в помещения, соблюдение работниками  и воспитанниками Центра правил респираторной гигиены, рекомендаций медицинского работника, минимизацию рисков передачи сезонных респираторных инфекций от одного человека к другому.

ü  Организовано прогулки воспитанников центра на территории центра с соблюдением всех мер эпидемиологической безопасности и мер социального дистанцирования.

ü  Обеспечено в столовых, санитарных комнатах центра бесперебойное наличие условий мытья рук с мылом и бумажных полотенец, дезинфицирующих средств для рук в дозаторах.

ü  Запрещено проведение массовых культурно-досуговых и других мероприятий до стабилизации санитарно-эпидемической обстановки гриппа и ОРВИ.

ü  Запрещено посещение подопечных родственниками на период эпидемического подъема ОРВИ и гриппа до стабилизации санитарно-эпидемической обстановки гриппа и ОРВИ.

ü  Закуплены запасы дезинфекционные препараты, средства индивидуальной защиты, антисептических средства для обработки рук и поверхностей в учреждении.

Питание воспитанников в течение всего отчетного периода осуществлялась на основании 14 дневного меню-раскладки, утвержденного Директором ГБУСО «Окинский СРЦН». При составлении меню соблюдалось правильное распределение продуктов, основанное на физиологических особенностях пищеварения детей дошкольного и школьного возраста. Ежедневно проводилась С-витаминизация третьих блюд.

Контроль качества поступающих продуктов питания проводится комиссией в составе, которой входит медицинская сестра и заведующей складом. Все продукты имеют сертификат соответствия. Случаев пищевого отравления не зарегистрировано.

Регулярное антропометрическое обследование показывает, что практически все воспитанники развиваются гармонично, идет увеличение роста и веса в соответствии с физическим развитием.

 

Воспитательная работа несовершеннолетних

Воспитательная работа  является основным направлением деятельности учреждения. Как и всякий объемный процесс - воспитание это многомерное и разнообразное явление.

В ГБУСО «Окинский СРЦН» разработана и реализуется  программы: «Социальная адаптация воспитанников ГБУСО «Окинский СРЦН», «Организация соуправления детей и взрослых в социально-реабилитационном центре» и «Трудовое воспитание».                                        

Воспитательная работа строится с учетом следующих принципов: гуманизации, свободы и самостоятельности, индивидуализации, ситуативности, ценностной ориентации, диалогичности, открытости, ценности личности и ее уникальности.

Состояние воспитательной работы определяется по следующим направлениям:

1.                       Физическое развитие. Охрана жизни и здоровья воспитанников. Безопасность жизнедеятельности.

2.                      Личностное развитие.

3.                      Трудовое воспитание, профориентация.

4.                      Нравственно-патриотическое.

5.                      Правовое воспитание.

6.                      Социально-экономическое воспитание. Подготовка к самостоятельной жизни.

   По каждому направлению воспитателями центра разработаны и реализуются индивидуальные программы: «Новое поколение», «Радуга», «Познай, твори, действуй», «Трудовое воспитание с элементами экономики и игры», «Азбука финансовой грамотности». Согласно программ сформирована система целенаправленных воспитательных занятий – воспитательных часов, при проведении которых воспитателями были использованы разные формы работы с воспитанниками: беседа, обсуждение, часы общения, интеллектуальные игры, спортивные марафоны, познавательные конкурсы, викторины, презентации, индивидуальные консультации и т.д.

 

Работа психолога

         В 2020 году целью в работе было создание и соблюдение психологически комфортных для полноценного проживания социально – благоприятных  условий для успешной адаптации  несовершеннолетних,  развитие  личностно – характерологических, типологических и эмоционально-волевых особенностей каждого ребенка – его интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов.  Работа проводилась в соответствии с рекомендациями Министерства  социальной защиты населения Республики Бурятия, «Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ» /Приказ № 636 от МО РФ/, запросами администрации ГБУСО «Окинский СРЦН», касающимися основных направлений деятельности. Работа проводилась  в  таких направлениях как коррекционно-развивающее и социально-психологическое. Первое – это коррекционно-диагностические развивающие занятия: музыка – изо – песочная – рисуночная  арт-терапия, аутотренинг,   сюжетно-ролевые игры, индивидуальные беседы и тренинги, релаксация /психологические  игры/. Основа данного направления – планирование и осуществление коррекционно-реабилитационной работы по преодолению проблем не успешности ребенка; помогает проводить   наблюдение и изучение  несовершеннолетних на протяжении всего периода их пребывания в СРЦН;  применение диагностики определяет индивидуальные особенности, предупреждает возникновение дезадаптации воспитанников,  выявляет и устраняет различные нарушения в становлении личности ребенка, его интеллекта и самооценки, проводить профилактическую работу в предупреждении правонарушений. На каждого ребенка разрабатывается ИПР /индивидуальный план работы/, который  точечно и пошагово обеспечивает реабилитацию, организовывает психолого-педагогическое сопровождение  детей «группы риска»,   индивидуальное занятие с применением различных психологических форм и методик. Работа по  ИПР,  при составлении которого анализируем выявленные  проблемы в поведении воспитанника, учитывая  такие предпосылки, как проблемная семья, тяжелое материальное положение, пренебрежение ребенком, наследственная отягощенность в семье алкоголизмом, табакокурением, правонарушения у родителей или у других близких родственников…

  С каждым воспитанником /94 ребенка/ проведена индивидуальная беседа /первичная в обязательном порядке/, были последующие по мере необходимости: беседы – дискуссии, опрос-анкеты,  коррекционно-развивающие занятия с применением различных диагностических методик /определение уровня развития интеллекта, тревожности /агрессивности и конфликтности/, самооценки, способности к обучению, изучение    развитие психологических процессов,  личностных коммуникативных навыков и умений.  В адаптационный период шире  привлекаются  сотрудники центра и учителя-предметники, классные руководители по проблемам адаптации и профилактики правонарушений, а также для развития позитивной социально-правовой ориентации  воспитанников.                                             

   За 2020 год, как и в 2019 год, воспитанниками не совершены / как в отношении их/ ни административное правонарушение, ни  уголовное преступление. Были мелкие правонарушения:   нецензурная брань, конфликты с  учителями, табакокурение, проведены индивидуальные беседы, разъяснения ст. КоАП РФ. Сотрудниками ГБУСО «Окинский СРЦН» проводились совместные общие тематические  мероприятия /спортивные, художественные/, конкретно по этике и культуре поведения, по правовой пропаганде /разъяснению  гражданско-правовых деликтов/. Наше взаимодействие и совместные усилия в вопросах профилактики пресекают девиантное поведение прогульщиков учебных занятий,  задир, склонных к аффективным и неадекватным реакциям, подростков с высоким уровнем агрессии, злостных курильщиков и не дают перерасти ему в устойчивое антисоциальное /деликвентное  поведение/…    

        Многие воспитанники занимаются  в школьных спортивных секциях /мальчики посещают секцию вольной борьбы, играют в футбол, зимой /хоккей с мячом/; принимают  участие в праздниках, в коллективных конкурсах рисунков, декоративно-прикладного творчества.

Для решения проблем в речи /нецензурные  выражения/ работаем над обогащением словарного запаса, проводим мероприятия по этике – культура поведения, о семье, о дружбе, о профессии, об одноклассниках…

В профилактической работе  используется широкий перечень возможных форм и методов: это ежедневный контроль за посещаемостью  учебных занятий,  отслеживание успеваемости, соблюдение воспитанниками режима и санитарно-гигиенических правил проживания /чистота и аккуратность внешнего вида воспитанников/, активное проведение досуга, взаимодействие со сверстниками, оказание помощи в выполнении домашнего задания.                                                                                                                                                    

   Диагностическая работа  помогает определить ход психического развития; степень различных отклонений в психическом развитии, как  забегание вперед или отставание в развитии личности в  целом или отдельных ее качеств; определить отклонения социальные  социальная запущенность и отклонения педагогические   – меры позитивного и негативного характера, его динамики /опережения или отставания/, наличие различных проявлений «сопротивление воспитанию»; развитие психологической диагностики на определение развития основных психологических процессов. 

   За прошедший 2020 год проведена определенная организационно-методическая работа /планирование и анализ деятельности, анализ научной и практической литературы для подбора инструментария; участие в семинарах, разработки развивающих и коррекционных программ; знакомство с методической литературой; подготовка бланков, наглядного материала, изучены методические рекомендации  Министерства социальной защиты населения  РБ.

  Задачи на 2021 год – продолжить работу по психологическому сопровождению реабилитационного процесса на всех возрастных ступенях развития ребенка, над  созданием благополучной психологической атмосферы  в Центре, который определяется с одной стороны организацией продуктивного общения со сверстниками и взрослыми, с другой – создать  для каждого ребенка, на период его пребывания, комфортный психологический климат, оказывать своевременную помощь и поддержку в формировании межличностных отношений.

 

 

Работа службы сопровождения

Сопровождение замещающих семей службой сопровождения замещающих семей (далее – ССЗС), действующей на базе ГБУСО «Окинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» осуществляется специалистами по совместительству.

Сопровождение семей осуществляется на добровольной основе, на основании личного заявления граждан из числа замещающих семей. На обслуживание принимаются все члены замещающей семьи, так как по факту работа по устранению проблем в семье предполагает работу и с несовершеннолетним подопечным и с замещающими родителями ребенка и кровными детьми семьи и в некоторых случаях другими родственниками замещающей семьи. Такая форма работы с семьей позволяет решать проблему всей замещающей семьи, а не только приемного ребенка.

Кроме того, для более эффективного решения имеющихся проблем у несовершеннолетних специалисты осуществляют межведомственное взаимодействие с иными субъектами, работающими с семьей, где определяются пути решения по устранению проблем несовершеннолетних.

Так по мере необходимости проводятся совместные совещания со специалистом отдела опеки и попечительства по выявленным проблемам замещающих семей и выработке путей решения данных проблем. Во время проведения посещений замещающих семей опекунам и несовершеннолетним подопечным предоставляется информация о деятельности отделения сопровождения замещающих семей, предлагается сопровождение семьи такими специалистами как педагог-психолог и социальный педагог. При посещении ведется работа педагогом-психологом и социальным педагогом, направленная на решение конкретных проблем в семье. В некоторых случаях со специалистом отдела опеки и попечительства организовываются посещения замещающих семей с целью изучения внутрисемейного взаимодействия и психологической атмосферы в семье, постановки данной семьи на сопровождение.

Так за отчетный период на сопровождение службы принято 25 семей, в которых воспитываются 29 детей. 

Взаимодействие ССЗС осуществляется не только очно, но и посредством обмена  информации через социальные сети, посредством телефонной связи и т.д. поскольку в условиях сложившейся обстановки, связанной с распространением коронавирусной инфекции и введением ограничительных мер, личное общение специалистов ССЗС с замещающими семьями и их посещение на некоторое время было запрещено.

В рамках сопровождения специалистами ССЗС были проведены консультации по вопросам семейного устройства и правам, обязанностям и гарантиям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и замещающим родителям, профилактические беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Через социальный сети были распространена информация в виде памяток о предотвращении несчастных случаев с участием детей, по обеспечению безопасности несовершеннолетних в период летних каникул и др.

Кроме того, в районе существует действующий клуб приемных родителей «Гуламта». В рамках клуба с целью повышения психолого-педагогической грамотности, профилактики эмоционального выгорания замещающих родителей, гармонизации детско-родительских отношений в семье организованы и проведены такие творческие конкурсы как «Мы счастливы, потому что вместе, «Моя семья – моя опора!», «Движение-жизнь». Такая форма работы имела положительный отзыв и у детей, и у их родителей.

Данное мероприятие создало условия для общения замещающих семей, укрепления детско-родительских отношений, организации конструктивного досуга, содействия распространению положительного опыта семейных отношений в замещающих семьях, получения эмоциональной поддержки и профилактики профессионального выгорания замещающих родителей. Участники клуба имеют возможность неформального общения, обмена опытом воспитания приемных детей, опытом творчества и рукоделия. Такая форма работы с замещающими семьями, приносит свои положительные результаты: родители общаются, поддерживают друг друга, вносят свои идеи и предложения в деятельность клуба замещающих семей, предлагают свою помощь в организации и проведении досуговых мероприятий для семей. Специалисты службы выкладывают в группы информацию об изменениях в законодательстве, проводимых конкурсах, планируемых мероприятиях в клубе приемных семей, статьи об особенностях воспитания и взаимодействия с детьми.

С целью пропаганды семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и привлечения потенциальных кандидатов в замещающие родители специалистами проведена работа по информированию населения – выступления на сельских сходах 17-19 марта, а также участие в заседании районной КДНиЗП с докладом на тему «Об итогах деятельности Окинского СРЦН за 2019 год и задачи на 2020 год», где особое внимание уделено программе качественной подготовки замещающих родителей.

В результате чего за отчетный период обучено 3 человека, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Здесь важно отметить, что при работе с кандидатами, прорабатывается и вопрос согласия и отношения членов семьи кандидата к приему на воспитание в семью ребенка.

3 воспитанников были переданы на воспитание в приемную семью.

Также Центром осуществляется постинтернатное сопровождение выпускников, однако за 2021-2022 г. потребности в подобном сопровождении нет, так как выпускники отсутствуют.

Кроме того, в мае 2022 г. состоялся конкурс социальных проектов, организованный золотодобывающей компанией ПАО «Бурятзолото» под названием «Добывая лучшее будущее!». Данный грантовый конкурс проходит Муйском и Окинском районах уже шестой год. Окинский СРЦН является традиционный участником и ежегодным победителем данного проекта. В 2022 г.  был выигран грант на сумму 50000 рублей по проекту «Счастливое детство» для обустройства игрового уголка. С помощью грантовых средств были приобретены игровые комплексы и другой необходимый для полноценного развития детей инвентарь. По состоянию на конец декабря проект полностью реализован.

В целях повышения общей компетенции специалисты систематически участвуют в обучающих семинарах по вопросам, связанным с работой с несовершеннолетними их семьями.

Так 19 февраля 2022 г. было принято участие в семинаре на тему «Комплексный опыт по предотвращению суицидов: эффективные методы профилактики и практической помощи суицидентам в современных условиях» с участием кризисного психолога М.И. Хасьминского. Тема является особенно актуальной  в условиях современного общества и необходимой для качественной организации работы ССЗС.

16 октября было принято участие в онлайн-семинаре  для специалистов ГБУСО семьи и детей, обеспечивающих подготовку и сопровождение замещающих семей.

В целях повышения компетентности родителей в воспитании детей, оставшихся без попечения родителей, защиты прав и законных интересов детей, оказания своевременной правовой, социальной, психолого-педагогической помощи, информирования родителей об органах и организациях, оказывающих услуги органом опеки и попечительства муниципального образования «Окинский район» 22-23 октября на платформе zoom проведено общерайонное родительское собрание для опекунов (попечителей) и приемных родителей (далее – собрание) с общим охватом 16 человек.

Первый день собрания прошло с участием приглашенных коллег из города Улан-Удэ: Нагаева Татьяна Васильевна, специалист по социальной работе, ведущий Школы приемных родителей, Тоневицкая Светлана Валерьевна, тренер-медиатор, председатель Некоммерческого партнерства «Центр урегулирования конфликтов и переговорных технологий»; второй день – с привлечением районных учреждений здравоохранения, образования, Отдела социальной защиты населения по Окинскому району, Центра занятости населения Окинского района.

Собрание в таком формате проходило впервые, поскольку в условиях пандемии приходится адаптироваться к существующим обстоятельствам и требованиям в целях безопасности наших семей. Тем не менее видеовстреча прошла на должном уровне, поступило немало положительных отзывов об актуальности обсуждаемых тем, а также о возможности их обсуждения                   с квалифицированными специалистами.

27 октября  было принято участие в информационном онлайн-вебинаре «Использование арт-терапевтических техник в работе педагога - психолога учреждений социального обслуживания», который проводился на базе информационно-образовательной площадки ДФО Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края и ГУ «Центр психолого-педагогической помощи населению «Доверие» Забайкальского края. В ходе вебинара психологами были продемонстрированы очень интересные и полезные техники работы психолога (техники «Мандала» и «Метафорические ассоциативные карты (МАК) с  детьми, замещающими родителями или кандидатами в замещающие родители, которые позволили бы избегать конфликтов в семье, определить истинные мотивы кандидата в родители, тем самым предотвратить возвраты детей из замещающих семей.

Кроме того, социальный педагог совместно с психологом приняли участие в вебинарах, проводимых на базе Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края 9-11 ноября 2020 года по теме «Эффективные практики сопровождения замещающих семей (из опыт работы учреждений социального обслуживания Забайкальского края!», на котором были обсуждены основные вопросы, касающиеся качественного сопровождения замещающих семей, на примере их региона, обсуждены виды  и этапы сопровождения, работа консилиумов специалистов по работе с замещающими семьями, а также  продемонстрированы некоторые мероприятия, которые проводятся в клубах замещающих семей их региона (таких как куклотерапия, выездные родительские собрания, различные квесты и др.), что является крайне полезным материалом для руководства в работе Окинского СРЦН и организаций, действующих в сфере защиты семьи и детства в целом.

20 ноября был прослушан цикл выступлений секции «Безопасное детство» в рамках II Всероссийской конференции по реализации в РФ Десятилетия детства «Десятилетие детства: достижения, проблемы, перспективы». В ходе работы секции обсуждался вопрос профилактики асоциального поведения несовершеннолетних: семья, школа, эффективные практики.

С 24 по 27 ноября было принято участие во Всероссийском онлайн-Форуме приемных семей, который проводился на площадке интернет-проекта «Усыновите.ру» ЧТО АНО Центром развития социальных проектов при поддержке Фонда президентских грантов. Заслушаны выступления спикеров  пленарных и секционных заседаний, на которых обсуждались актуальные вопросы семейного устройства детей-сирот в условиях пандемии и самоизоляции, опыт работы служб сопровождения замещающих семей на примере других российских регионов, проблемы личностного выгорания замещающих родителей и пути его преодоления и т.д. Познакомились с опытом создания и жизни приемной семьи писательницы Дианы Машковой. Принято участие в работе циклов образовательных вебинаров, которые проводились после основных выступлений спикеров. Темами вебинаров стали «Психическое здоровье подростка и эмоциональные нарушения», «Половое созревание. Печать детского дома», «Проблема личностного выгорания приемных родителей и пути его преодоления»,  «Кейс – чемпионат «Безопасное поведение в сети или обыграй тролля», «Подростковая депрессия: профилактика и внимание к состоянию детей и близких. Фокус на ресурсах приемной семьи в ситуации неопределенности». О работе такого сайта и проведении вышеуказанного Форума были оповещены замещающие родители, проживающие на территории Окинского района, посредством мессенджеров и размещения объявления на сайте Окинского СРЦН.

9 декабря был заслушан вебинар «Всероссийское совещание по вопросам подготовки лиц, желающих принять ребенка на воспитание в семью, социально-психологического обследования таких лиц, сопровождения замещающих семей». В таком формате такое совещание было проведено впервые, с разделением  работы секций по регионам. В ходе вебинара удалось ознакомиться с опытом работы социальных учреждений различных регионов России, задать интересующие вопросы в чате, отметить важные моменты для организации своей работы, а также скорректировать планы работы на будущий год. По итогам вебинара участники получили электронные сертификаты об участии в данном совещании.

Производится регулярное обновление информации на сайте, а также обновление информационных стендов нашего учреждения. До родителей и подопечных доводится информация о наличии телефона доверия как российского, так и республиканского значения.

Таким образом, Индивидуализация и вариативность программы обучения замещающих родителей дала возможность сделать процесс обучения более содержательным, эффективным, практически направленным.

Проводимые информационные, обучающие, консультативные, досуговые мероприятия способствуют расширению границ общения семей с приемными детьми, повышают их веру в свои силы и возможность социализации детей. Совместно проведенное время дает положительную динамику в улучшении психологического климата семьи в целом и улучшение эмоционального состояния каждого из членов семей.

Проведение широкой информационной кампании по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи, привлекает внимание общественности к проблеме сиротства и способствует повышению процента детей переданных в семьи граждан на разные формы устройства, включая, возмездную и безвозмездную опеку, временную передачу детей.

Однако, несмотря на весь комплекс проведенных мероприятий, в дальнейшей работе службы необходимо уделить серьезное внимание блоку, направленному на профилактику возвратов и вторичного сиротства детей, оставшихся без попечения родителей, а также вопросу пропаганды семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

 

 

Работа специалиста по социальной работе

  Работа специалиста по социальной работе в 2022 году проводилась согласно рабочей программы «Адаптация детей в социуме». Проблема адаптации детей в социуме имеет одно из приоритетных значений.

Прибывшие в 2022 году воспитанники, в основном, быстро адаптировались в новых условиях, особых проблем, связанных в адаптацией не возникало.

Выполнение домашних заданий, ежедневные занятия по окружающему миру, математике, развитию речи с дошкольниками.

 Работа специалиста по социальной работе во 2 квартале 2020 года началась несколько необычно, что связано с пандемией короновируса COVID -19. Учеба для школьников с 4 четверти началась дистанционно. Специалист по социальной работе получала задания у учителей, воспитанники в условиях Центра выполняли задания. Затем выполненные задания отправлялись учителям на проверку по социальной сети Вайбер у старшеклассников, у начальных классов в конце недели выполненные задания отправляли к учителям. Так в дистанционном режиме сначала четверти обучались 9 детей. В дистанционном обучении возникали трудности из-за отсутствия интернета, так как нет оперативной связи с учителями, также некоторые учителя назначали онлайн-уроки.

В целях трудового воспитания работали на огороде, в теплице.

Новый учебный 2020-2021 год начался с 1 сентября. Вновь свои коррективы внесла пандемия коронавируса. Уроки проходят в 2 смены, по 40 минут. Вход в школу раздельный для младших и старших классов, при входе в школу обязательно проводят термометрию. Никаких сборов и мероприятий в школе не организовывалось. Конкурсы проходят в онлайн-режиме.

 

Работа с выпускниками, работа по подготовке к самостоятельной жизни воспитанников, работа с семьей, оказание социальных услуг.

 

За 2021-2022 учебный год выпускников в учреждении не имеем.

 

Мероприятия по профилактике жестокого обращения

 с несовершеннолетними

 

  Одна из основных задач работы ГБУСО «Окинский СРЦН» в 2022 году организация мероприятий по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

  За первое полугодие 2020 года было проведено с воспитанниками центра занятие ««Интернет-друг, помощник, враг?». Воспитанники получили информацию о возможностях и опасностях использования Интернета, познакомились с правилами «сетевого этикета», правами ребенка в виртуальной среде.  

На базе Саянской общеобразовательной школы проведено родительское собрание: «Профилактика жестокого обращения в семье», «Пренебрежения нуждами детей как форма жестокого обращения».

Выпущен и распространен буклет «Интернет-культура. Дети в Сети». Родители получили информацию о том, как уберечь своего ребенка от Интернет-угроз и интернет-зависимости.

  Осуществляется постоянное межведомственное взаимодействие с КДНиЗП АМО «Окинский район», Отделением полиции МО МВД РФ «Тункинский, службами опеки и попечительства в работе с несовершеннолетними и их родителями по профилактике семейного неблагополучия, безнадзорности детей, правонарушений. Выявление семей, в которых дети могут подвергаться жестокому обращению. Проведены совместные рейды и операции по предупреждению детской беспризорности и безнадзорности.  Случаев жестокого обращения не выявлено.

 

Работа телефона доверия

 

Стационарного телефона в учреждении нет, но воспитанники при необходимости пользуются сотовым телефоном специалистов.

До родителей и подопечных доводится информация о наличии телефона доверия как российского, так и республиканского значения.

В отчетном 2022 году с воспитанниками центра в соответствии с планом воспитательной работы прошли беседы о деятельности телефона доверия. Открытое мероприятие - презентация в рамках Всероссийской акции «Международный день детского телефона доверия».