Создание

Информация об опыте работы

ГБУСО «Окинский СРЦН»

 

         Наш Центр функционирует с 2004 года, тринадцать лет. Меняется время, меняются задачи, подходы к организации деятельности, и на каждом этапе мы анализируем свою деятельность: для чего мы работаем, как мы работаем, какие методы применяем, достигаем ли поставленных целей.

         Целью деятельности Центра является защита прав и интересов несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В социально-реабилитационный центр поступают дети в возрасте от 3 до 18 лет оставшиеся без попечения родителей, оказавшиеся в социально-опасном положении или оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. В условиях непрерывного реабилитационного процесса оказываются социальные услуги с обеспечением доступности и своевременности квалифицированной социальной, правовой, психолого - медико-педагогической помощи на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты.

         СРЦН рассчитан на 12 детей, с круглосуточным пребыванием. Исходя из специфики учреждения, общей цели СРЦН, контингента воспитанников, их проблем перед коллективом центра ставятся следующие задачи:

·        профилактическая работа по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, выявление семей и детей,                 находящихся в социально опасном положении;

·        восстановление социального статуса несовершеннолетнего, содействие его возвращению домой или дальнейшему жизнеустройству детей, оставшихся без попечения родителей;

·        обеспечение временного проживания на полном государственном обеспечении несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

·        обеспечение доступности и своевременности квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи несовершеннолетним.

         Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних призван выполнять следующие функции:

·        обеспечение безопасности, защита ребенка от внешних угроз;

·        защита законных прав и интересов ребенка;

·        снятие у ребенка остроты психического напряжения или стрессового состояния;

·        диагностика;

·        адаптация ребенка к жизни в социально-здоровой среде.

         На 01 июля 2017 года штатная численность учреждения составляет 25 единиц, в том числе:

·        административно-управленческий персонал – 2 единицы;

·        педагогические работники – 6 единиц;

·        медицинская сестра – 1 единица;

·        Служба сопровождения социального сиротства, профилактика раннего семейного неблагополучия, по социальной реабилитации семей и детей, оказавшимся в трудной жизненной ситуации – 2 единицы.

 

         В соответствии со сложившимися традициями, опытом работы, ГБУСО «Окинский СРЦН» осуществляет реабилитационный процесс как целенаправленное управление развитием личности воспитанников, согласно поставленным целям и задачам. Деятельность специалистов направлена на организацию и совершенствование процесса индивидуальной и групповой развивающей работы с несовершеннолетними.                                                                                                               В Учреждении созданы благоприятные условия для сотрудничества, организации совместной деятельности и общения, творчества педагогов и детей, старших и младших, в связи с тем, что нет резкой обособленности между группами, воспитанниками разного возраста. Знание личностных особенностей, психологического климата в коллективе способствует установлению доброжелательных и доверительных отношений между работниками и воспитанниками.                                                                                                                                              За первое полугодие 2017 года обслужено 28 несовершеннолетних. В течение первого полугодия 2017 года поступило 11 несовершеннолетних по направлению органов социальной защиты, 2 – по постановлению АМО «Окинский район» об отобрании несовершеннолетних.                                                                                                                                                        Выбыло – 11: из них 3 воспитанников переданы в центр помощи и детям, 8– выбыли в кровную семью.                                                                               За первое полугодие 2016 года обслужено 17 несовершеннолетних. В течение первого полугодия 2016 года поступило 5 несовершеннолетних, из них 2 по направлению ЦПДОПР «Ровесник» и «Радуга», 3 по направлению органов социальной защиты. 

         Выбыло – 5: из них 3 –выбыли в кровную семью, 1 – в приемную семью, 1 – в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД по РБ. 

  У большей части несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, утрачены связи со школой, имеются большие пробелы в знаниях. В большинстве случаев дети отличаются плохой памятью, невнимательностью, рассеянностью. Работоспособность была низкая, учебная мотивация отсутствовала. Большинство из воспитанников не усваивают программный материал, запас знаний был ограничен, поэтому приходилось начинать с азов. На первичной диагностике у 70% воспитанников  наблюдался низкий уровень учебной мотивации и развития познавательных процессов.

Поэтому восстановление статуса ученика осуществляется при прямом участии всех  специалистов Центра.

Ежедневно воспитателями проводились индивидуальные занятия, которые включали не только оказание помощи в восстановлении утраченных знаний, прививали интерес к знаниям, но и постепенно приучали ребенка к самостоятельности, активности в выполнении домашних заданий.

Для достижения положительных результатов создаем  доброжелательную атмосферу общения воспитателей  и  специалистов  с воспитанниками (никаких упреков  в адрес  ребенка за  то, что он  меньше  других  знает); обеспечиваем  каждому ребенку  близкой  и понятной  мотивации  любой  деятельности; используем  на занятиях  с детьми  игровые  приемы  обучения,  моменты  соревнования, дидактические  игры  с  целью  поддержки  интереса  к  процессу  деятельности   и  получения  конечного положительного  результата: сочинение, интеллектуальные игры «Умники и умницы», «Угадай словечко», «Обо всем на свете», «Считай, смекай, угадывай», викторина «Самый умный», беседы, математические турниры, решение веселых задач, конкурс рисунков, чтецов.

Все это создает оптимальные условия и способствует возвращению каждого ребенка в школу, восстановление статуса ученика, развитие учебной мотивации, расширение общего кругозора, повышение самооценки воспитанников.  У воспитанников  значительно повышен уровень социальной адаптации в коллективе школьников.

Результаты промежуточной диагностики показали повышение уровня учебной мотивации и развитие познавательных процессов у  55% воспитанников.

По итогам учебного года все воспитанники центра были аттестованы и переведены в следующий класс.

Педагоги школы отмечают у воспитанников повышение расширения кругозора, стабилизацию в поведении, более тактичное общение со сверстниками и взрослыми.

Для достижения поставленных задач, используем такие формы работы, как беседа, комплексные занятия, практические занятия, развлечения.

Дети познакомились с сезонными явлениями, выучили пословицы, поговорки, загадки, потешки, скороговорки. Узнали об обычаях и традициях русского народа.

Были проведены занятия познавательного характера «Рождественские послания», «Что такое добро?», «Русские просторы». На этих занятиях помогаем детям  приобрести знания об истории и культуре русского народа, развить чувство патриотизма, любовь к родному краю.                                                                                                                   

Особое внимание уделяем практическим занятиям, т.е. трудовому воспитанию: хозяйственно-бытовому, ручному труду, труду на природе.

Встречая весну, воспитанники делали из бумаги птиц, сеяли семена цветов, выращивали рассаду, высаживали в цветник. 

Дети осваивали плетение венков, моделирование причесок с плетением, а так же плетение волос.

Особое место в развитии детей имеют  народные праздники: «Сагаалган», «Масленица», «Пасха».

В результате проведенной работы с воспитанниками  была решена основная задача: социальная адаптация детей с разным уровнем развития, расширение кругозора и стабилизация коммуникативных навыков детей.

Основной целью деятельности является - оказание  социально-психологической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи

1.  Социальная адаптация детей:

·        обучение детей навыкам самообслуживания;

·        формирование представлений о социальных нормах и правил поведения;

·        формирование коммуникативных навыков.

2. Выработать   у   ребенка   психологическую   уверенность    в    собственной  полноценности.

  3.  Создание  благоприятной  психологической  и социальной  микросреды.

Правовое просвещение несовершеннолетних направлено на формирование действий и моделей поведения ребенка на разных уровнях общения. В этом направлении разработана  подпрограмма  «Я и Право», направленная на формирование навыков и умений межличностного общения (с взрослыми, сверстниками, с самим собой). Достигнутый результат: в активный словарь детей введено достаточное количество слов, сформированы навыки доверительного отношения к окружающим.

Подпрограмма «Я и Право»  приводит к тому, что главные коммуникативные потребности среди воспитанников развиваются и за счет этого происходит социальная реабилитация. При работе по этому направлению дети учатся: умению реагировать и подстраиваться под сверстника, развивать способность к согласованным действиям, умение сопереживать в группе, умение оказывать поддержку.  Также воспитанники  знакомятся с правами ребёнка и Конвенцией ООН.

Специалистом по социальной работе Хандаковой Марией Нимаевной в 2016 году  оформлены документы для получения пенсии по потере кормильца на 1 воспитанника – Балякину Олесю Сергеевну. Пенсия ежемесячно перечисляется на счет. В 2016 году 2 детей продолжили обучение в СПО.     

         С целью предупреждения преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и формирования личностных качеств и поведенческих навыков, предопределяющих выбор здорового образа жизни, регулярно проводится целенаправленная профилактическая работа с несовершеннолетними. С начала  2017 года проведено 3 профилактических бесед  и 5 мероприятий  (конкурсы рисунков, плакатов, поделков, творческих работ, сочинений), цель -  ознакомление воспитанников с медицинскими аспектами  курения, алкоголизма, наркомании, токсикомании. Формы проведения мероприятия были различны: игровые познавательные и развлекательные программы, конкурсно-игровые программы, ролевые и деловые игры, викторины, диспуты, экскурсии. Специалисты и воспитатели центра провели следующие мероприятия: 
- профилактические беседы: «Суд над героином», «Курить здоровью вредить», «Наркотики и детство несовместимые вещи»; ситуативно – правовая игра ««Здоровье превыше мудрых»; деловая игра «Наши права»; устный журнал «Закон и порядок»; конкурсно - игровое мероприятие «Я выбираю жизнь»; экскурсия (день здоровья) «В лес за здоровьем».              
Всего приняло участие 17 воспитанников.

         Одним из важных факторов профилактики является занятость воспитанников в свободное время, поэтому в центре большое внимание уделяется вовлечению  всех детей в кружки и секции.

 Кружковая работа:

-Шитье. Вязание. Вышивание. Выжигание. Плетение.

-Работа с бумагой: Квилинг. Оригами. Аппликация.

-Поделки из подручных материалов.

-Выставка-ярмарка «Мир глазами детей»

Секции и клубы по интересам - Борьба. Футбол. Волейбол. Баскетбол. Гитара. Шашки и шахматы.

         Занятость в кружках и секциях составляет 100%.

          За 2016год и за первое полугодие 2017 года самовольных уходов воспитанников и  суицидов в учреждении нет. Разработана план мероприятий (Дорожная карта) по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних воспитанников из учреждений, розыску и возвращению их обратно в учреждение

         В самом тесном контакте администрация центра работает с комиссией по делам несовершеннолет­них при АМО «Окинский». Налажено сотрудничество с районной инспекцией по делам несовершеннолетних, с  территориальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, с органами опеки и попечительства.

 

        Профилактическая работа с детьми, состоящими на разных видах учета, строится по следующим направлениям:

·         ежедневный учет посещаемости воспитанниками занятий, а также оперативное выявление причин пропусков и принятие мер по возвращению воспитанников в школу;

·         контроль текущей успеваемости;

·         организация внеурочной занятости учащихся и их активного отдыха, пропаганда здорового образа жизни;

·         формирование законопослушного поведения и пополнение правовых знаний: проведение профилактических бесед;

·         осуществление обмена необходимой информацией с учителями-предметниками, классными руководителями, воспитателями

·         рассмотрение вопросов профилактической деятельности на заседаниях методического объединения, семинарах, совещаниях при директоре.

        Для обеспечения качества профилактической работы с воспитанниками, состоящими на различных видах учета, необходимо выстраивание внутришкольных и межведомственных связей.

        В центре профилактическая работа ведется:

·         через реализацию комплексно-целевых программ "Табан хурган", "Организация соуправления детей и взрослых в социально-реабилитационном центре»" и  "Трудовое воспитание»;

·         через систему дополнительного образования: «Спортивная секция»,

·         через КТД «Умелые руки».

         Трудовая реабилитация – один из основных моментов в работе с воспитанниками центра. Дети поступают в центр из неблагополучных семей, где нет постоянных трудовых поручений. Поэтому приучение воспитанников к труду начинается с элементарных операций обслуживания себя. Под руководством и наблюдением помощников воспитателей дети занимаются стиркой личных вещей, приводят в порядок обувь. По режиму дня воспитанники занимаются уборкой комнат, по субботам проводится генеральная уборка. Составлены графики дежурств воспитанников. При организации трудовых дел учитывается возраст, физические возможности, состояние здоровья воспитанников. Воспитатели обучают детей по программам социально-бытовой адаптации:«Радуга здоровья», «Здоровый образ жизни», «Этикет», «Чудо-воспитание», «Правильное питание», «Дом, в котором мы живем». На этих занятиях воспитатели учат детей содержать в чистоте и порядке личные вещи, воспитывают черты аккуратности, чистоплотности, бережливости. Воспитанников обучают безупречно вести себя в быту и общественных местах, расширяют знания о семейных отношениях, знакомят с основными принципами организации здорового питания.

         Центр имеет свой небольшой огород. С 2016 года силами воспитанников и сотрудников центра выращиваем морковь, свеклу, кабачки, картофель, капусту. Все дети принимают посильное участие при посадке, поливе и уборке урожая. Так этой весной занимались благоустройством и озеленением участка. Посадили цветы.

Проведена большая работа по благоустройству территории Центра: она озеленена,

разбиты клумбы. Для этого организовывались субботники, в которых принимали участие

дети и сотрудники Центра. Построена спортивная площадка в 2016году по гранту «Nordgold» (выигран грант проект «Импульс» на сумму 109550рублей)

         С мая 2017 года разработана психокоррекционная программа «Мелодия души», направленная на оказание эмоциональной поддержки детям через творчество.

         Основным направлением программы стала музыкотерапия. В результате проведенных мероприятий по данной программе воспитанники учатся играть на гитаре, петь песни, которые им нравятся. Через песни оптимистические и жизнерадостного характера, а также побуждающие к размышлению и глубоким переживаниям у воспитанников уровень психоэмоционального напряжения снизится до минимума. Дети в дальнейшем смогут легко адаптироваться в новых для него условиях (перевод в другой центр, студенчество, армия и т.п.). Для реализации данной программы психологом Бугаловой О.Д. выигран грант проект «Мелодия души» на сумму 49400 рублей для приобретения музыкальных инструментов- гитары разновозрастного вида.

         Основными задачами программы: профилактика и коррекция эмоциональных нарушений детей через дыхательные упражнения, развитие когнитивной сферы (память, внимание, мышление), развитие и поддержка творческих способностей и позитивной самооценки детей, формирование коммуникативных и организаторских способностей детей.

 

В работе с семьей, находящейся в СОП/ТЖС  используется алгоритм: 

         Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни (сбор информации о семье и ближайшем её окружении). 

         Изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций (диагностика). 

         Изучение личностных особенностей членов семьи.

         Составление карты семьи.

         Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (ПДН МО МВД РФ «Тункинский», КДН и ЗП Тункинского и Окинского районов, ОСЗН Тункинского и Окинского районов, Отдел опеки и попечительства Тункинского и Окинского районов.

         По результатам диагностики психолог определяет суть проблемы или совокупность проблем, и, опираясь на банк технологических подходов, подбирает психолого-педагогическое, социальное средство для их эффективного разрешения.

В плане предусматриваем пункты по ликвидации признаков социально опасного положения

         Педагогическая:

-   занятость детей в кружках, секциях, факультативах;

-   контроль за посещаемостью несовершеннолетним учебных занятий;

-   контроль за успеваемостью несовершеннолетнего по учебным предметам.

         Психологическая:

 - сопровождение процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонений в развитии ребёнка).

         Коррекционная:

- индивидуальные занятия с ребёнком по тем предметам, где наблюдается неуспеваемость;

- формирование у ребёнка гигиенических навыков.

         Медицинская:

- медицинское обследование ребёнка, в случае необходимости направление на стационарное лечение (амбулатория, ЦРБ Окинского района);

- осуществление мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребёнка (витаминизация, прививки, контроль за соблюдением режима дня и питания, безопасностью среды) (амбулатория, ЦРБ Окинского района).

         Правовая:

– если у ребёнка отсутствуют документы, в правовую помощь вносятся следующие пункты:

1) оформление свидетельства о рождении ребёнка (специалист по социальной работе).

         Иной вид помощи:

- посещение семьи по месту жительства, социальный патронат семьи.

          Социальный педагог формирует раздел «Работа с семьей» личного дела ребенка, который включает следующие документы:

1. Ф.И.О. родителей, дата рождения, место жительства, статус семьи, Ф.И.О. детей, дата рождения, занятость детей, основание постановки на учет, занятость детей.

2. Основание постановки на учет (Постановление КДН и ЗП о признании семьи, находящейся в СОП или ТЖС).

3. Акт обследования условий проживания семьи.

4. Копия свидетельства о рождении несовершеннолетнего или паспорт.

5. Копии паспортов родителей.

6. Социальный паспорт семьи.

         Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей:

- улучшение положения и качества жизни ребенка;

- устранение причин неблагополучия;

- расширение возможностей защиты права на жизнь, на достойную жизнь, на здоровье и образование.

Организации

Название совместного мероприятия

МАОУ «Саянская средняя общеобразовательная школа»

Обучение воспитанников СРЦН по общеобразовательным школьным программам

Управление культуры Окинского района

Посещение концертов, участие в конкурсах, творческое выступление инициативной группы «Праздник детства»

Настоятель Буддийской Сангхи «Пунцукнамдолинг»

Встреча с воспитанниками учреждения

Детская юношеская спортивная школа, АМО СП «Саянское»

участие в районных соревнованиях.

Учреждения системы профилактики: ПДН МО МВД РФ «Тункинский», КДН и ЗП Тункинского и Окинского районов, ОСЗН Тункинского и Окинского районов, Отдел опеки и попечительства Тункинского и Окинского районов; учреждения образования; учреждения здравоохранения; ОСЗН; Пенсионный фонд Окинского района, ГКУ «Центр занятости населения Окинского района»; Миграционный пункт отдела МВД по Республике Бурятия в Окинском районе

 Решение вопросов: жизнеустройства н/л; защиты прав и интересов н/л; профилактика правонарушений н/л; выявление семейного неблагополучия; работа с семьей; контроль учебной деятельности н/л; контроль организации досуга н/л; содействие в трудоустройстве и постановки на учет при присвоении статуса безработного и получения пособия безработного; содействие в обучении профессиям (курсы); проведение мероприятий в рамках реализация социальных проектов.

МОРМОО «Федерация молодежи Бурятии» Окинского района

Акция « Посади дерево», проведение тренингов и развлекательные спортивные игры

        

         Заведующий Мандагаева Л.Е. с 15 по 17 февраля 2017 года в с. Кырен, Тункинского района приняла участие в кустовом семинаре по реализации «Порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении»

 

По результатам деятельности учреждения можно сделать вывод, что комплекс мероприятий, проводимых в центре, индивидуальные программы реабилитации воспитанников способствуют снятию психологического напряжения у детей, создают условия для гармонического развития личности, помогают детям  выйти из трудной жизненной ситуации и успешно адаптироваться в социуме.

Поэтому основной задачей, стоящей перед сотрудниками центра на второе полугодие  2017 года  остается социальное и психологическое оздоровление воспитанников, экстренная помощь семьям в чрезвычайных ситуациях, сохранение нравственного и физического здоровья, как несовершеннолетних, так и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

         После проведённого анализа деятельности учреждения за первое полугодие 2017 года можно выделить следующие положительные моменты:

- исполнение плана по койко-дням составило 113%;

- отсутствуют самовольные уходы;

Перспективы развития учреждения

Для дальнейшего и успешного развития деятельности планируется:

1. Выполнение госзадания на 100%.

2. Проведение открытых занятий.

3. Продолжение сотрудничества с некоммерческими организациями.

4. Продолжение работы с родителями: консультации, тренинги, беседы, занятия,

семейные гостиные, круглые столы, разработать план работы с родителями.

5. Регулярно, ежеквартально проводить мониторинг и  анализ эффективности программ социальной реабилитации детей и отчитываться за проведённую работу.

6. Организация работ по завершению приемно-карантинного отделения.

 

 

Директор                                                                               Э.Д. Сандакова

Исполнитель заведующий

Л.Е.Мандагаева